Дхарамсала или Индия зимой

Марат в Дхарамсале зимой
Возникла в умах граждан-попутчиков достаточно безумная идея, что надо поставить галочку на посещении горного населенного пункта, то есть посетить Гималаи. Был я там в начале апреля. В первую ночь в гостинице мне выдали три пледа. Спал я под этими тремя одеялами и в шапке, но с открытым окном. Было полнолуние, а как раз моего окна был вид на освещенные полной луной снежные пики Гималаев.

Нисколько не жалею о той ночи, но вторую галочку в начале января не хотелось делать до слез, до замерзших слез. Имена тех кто хотел эту галочку поставить не скажу, но они у меня точно отмечены галочками.

Начало было прекрасным: автобус Volvo с почти лежачими креслами и обогревом салона, прогноз погоды в Дармсале (всего то 1700 метров над уровнем моря) обещал +7 днем, - 7 ночью. И мы поехали, и даже почти выспались, если не считать последнюю часть пути, на серпантине, когда пассажиров мотает как белье в стиральной машине.

Высадили нас почему-то в 5 утра, а не в семь как обещало расписание. И не в Дармсале, где дворец Далай-ламы и живут все туристы, а в нижнем городе. Обоснование было такое: снегопад. Снега мы не видели, ни одной снежинки, всё небо усыпано яркими звездами. Автобусы местные еще не ходили, зато было даже теплее обещанных минус семи. Таксисты уже проснулись, а совесть у них еще дремала, а потому они ломили невероятно высокие цены, опять же ссылаясь на снегопад. Нам оставалось только подозревать сговор таксистов и водителей автобусов. Из вредности мы пошли пешком. А идти там … А ведь еще и багаж. Понятно что мы до пункта назначения никак не дошли бы, это просто вредность играла.
Горы в Дхарамсале зимой
Вроде бы те же горы что и на Кавказе,
но атмосфера совсем другая. Здесь всё
какое-то суровое и строгое.
Вначале мы шли за каким то тибетцем, но он был с одной небольшой котомкой на плече и достаточно быстро оторвался от нас и резво скрылся за поворотом. Второй раз мы его уже увидели на самом верху дороги. Оставалось смотреть на мирно спящих коров в изобилии лежащих на нашем пути. Иногда мы сдавались и пытались поймать такси, но таксисты не сдавались - цены оставались стабильными и по мере нашего подъема в гору падать не очень-то собирались. Но момент счастья пришел, в тот момент когда сговорчивость водителей сравнялась с нашей усталостью. Если честно мы бы все равно пешком не прошли, не у всех в гороскопе был знак упрямого ослика.

Сели в такси, и поехали все время вверх и вверх. Скоро стало понятно что дело нечисто. Вначале начали появляться  сугробы, потом сплошная полоса снега. Стали вспоминаться школьные знания, о том что с подъемом на каждые 200 метров температура падает на градус, и наличие здесь снегов говорит о том, что в январе возможно здесь плюсовой температуры порой не бывает какое-то время.

Под печальные разговоры о бесконечном холоде и льде мы приехали в Маклеодганж. Маклеодганж - можно сказать туристический высокогорный пригород Дхарамсалы, место временной резиденции Далай-ламы. Временной уже 30 лет.

Было еще темно, поэтому снег пока еще не торопился слепить глаза. Поселок продолжал мирно спать. Мы стояли на главной площади совершенно одни, если исключить парня с рюкзаком, европейской внешности. Выглядел он еще более безутешно чем мы. Нашу печаль не хотели разделить даже вездесущие водители рикш всегда готовые найти гостям жилье.

Вокруг дворца Далай ламы в Дхарамсале зимой
Примерно по такой дороге мы и шли утром.
В темноте и с рюкзаками.
У меня родилась здравая мысль: пройти еще выше в горы и там найти знакомую мне гостиницу, а если не найдем, то хотя бы согреемся. Ничто не вызывает больше энтузиазма чем очередная глупость. Мы пошли. Парень, не желая замерзнуть в одиночестве, поплелся за нами. Снег довольно быстро перестал быть утоптанным, вскоре осталась лишь узкая тропинка. Иногда дорогу перегораживали упавшие от снега деревья, столбы, провода.

И в общем-то при очень внимательно взгляде было понятно, что поселок лежит в темноте, то есть электричества там нет. Увязавшийся за нами парнишка, догнал меня и спросил, знаем ли мы куда идем. Узнав, что он из Канады, я сказал «тебе ли бояться холода, а дорога мне известна». Но через пять минут он сломался и пошел назад, еще через пять минут пошли назад и мы - дорога стала проходимой с большим трудом. Зато мы согрелись. Немного омрачало наше существование наличие снега в ботинках, отнюдь не зимних.

Вернулись назад, как раз к рассвету. Где-то открылись двери, появлялись люди. Жилье долго не искали – взяли почти первую попавшуюся комнату с широкой кроватью. Вначале планировалось, что попозже снимем еще одну комнату, но вечером так и уснули вчетвером на одной большой кровати, прижавшись друг к другу. Холодно.

девушка кутается в плед
Так и жили
Отопления нет, это норма здесь. Это ужасно, но это достойный ответ тем кто говорит, что «вегетарианство это дескать хорошо "где-то там", где вечное лето, а вот в нашем климате "это не прокатит". Так вот, в этих горах в основном вегетарианцы, отопления в домах нет, а ведь живут и еще выше, а там еще холоднее. Местные правда говорили, что чем выше тем больше вероятности встретить дома печурку. А мясоедов я встречал и недалеко от экватора, где слов осень, зима и весна нет в лексиконе. Есть только лето и сезон дождей. Так что дело не в климате, а в пристрастиях. Короче, в нашем номере изо рта шел пар, зато была горячая вода. В щели оконных рам пролазил палец, зато были видны прекрасные снежные горы.

Элементарные математические расчеты показывали, что долго нам так протянуть. Выход был один – мы пошли к тибетскому доктору. Доктора находятся при институте тибетской медицины, который при Далай-ламе и возможно потому прием бесплатный. На этот раз была докторша, пощупав мой пульс, она сообщила, что небольшие проблемы в области шейных позвонков (что правда) моей жизни не угрожают, но должен делать самомассаж кистей рук для лучшей проводимости нервных каналов. Остальным пришлось хуже. Люди признались, что диагнозы точны. Получили тибетские пилюли на три месяца вперед, правда уже за деньги. За символические деньги и изрядно поздоровевшие пошли дальше. В это время выглянуло из-за гор солнышко и стало быстро разогреваться, как у нас в марте. Появилась капель. Даже небольшие лужи, ближе к обеду.
В очереди к тибетскому доктору и дети степей и дети гор
Повод зайти в ресторан был серьезный - можно погреть руки о стакан чая. В ресторане так же как и в гостинице изо рта при выдохе шел пар. Впрочем на улице уже вовсю работало солнце, теплее становилось с фантастической скоростью. А вот света в поселке все еще не было. Накануне действительно прошел снегопад, и упавшие деревья порвали магистральные провода.
Моей ошибкой было завести людей сразу в «Шангри Ла» - ресторанчик которым заправляют буддистские монахи, и сказать что первое, что надо пробовать это овощи по маньчжурски. Соответственно любой закусон в течении двух дней был таков – овощи по манчьжурски и еще что-нибудь.
Ресторан, не ресторан. Не важно.
Есть всё равно приходилось в куртках.
В ресторане хорошо. Если не умеешь пить виски, то можно выпить чаю.
По балкону ресторана все утро ходили делегации обезьян в обе стороны. Монахи смотрели на обезьян, обезьяны на монахов. Я так и не понял, кто кого злит, и кто кому завидует. Недоеденные пельмени мы метали с балкончика в кошку. Ни разу не попали, но кошка тем не менее была весьма и весьма довольна. За низкие цены и вкусную еду монахам выговор – это провоцирует чревоугодие среди людей и зверей, не по буддистки это. Хотя у них это грех несерьезный. Так себе, просто небольшой порок.
обезьяна на балконе
Пока еду готовят есть смысл подождать на балконе.
Обезьяны мыслят масштабней - ждут весну.
ресторан в Дхарамсале зимой
В обед, когда солнце разогреет воздух поесть можно и на улице

Два года назад, но летом, в той же Дхарамсале я пошел купить молока. Мне было наказано обязательно приобрести только свежее молоко, поскольку летом, в жаре молоко мгновенно скисало, а холодильники в Индии вещь слишком дорогая, чтобы стоять везде. Было 20-е апреля, а мне почему то решилось, что на дворе уже 21-е число. Я подошел к уличному продавцу с коробкой молока и потребовал пакет свежего. Индус дал мне пакет молока, на котором естественно стоял штамп 20-е апреля, а я решил что это вчерашнее и снова потребовал свежее молоко. Продавец удивился и спросил "куда еще свежее?". Я естественно требовал молоко от 21 апреля, но поскольку на дворе было еще 20-е, то индус впал в ступор и смотрел на меня несколько подозрительно и уже ничего не говорил. Я некоторое время еще пытался купить свежее завтрашнее молоко, потом обиделся и ушел. И вот прошло два года. По законам индийской магии продавец молока превратился в собаку, поскольку как известно собаки все понимают, но сказать ничего не могут.
собака продает молоко
Продавец молока
Я с друзьями в Дармсале зимой
Гималаи сильно воздействуют на психику. Толстые сходят с ума, худые впадают в медитативную прострацию. Женщины, особенно замерзшие, ищут способ сбежать оттуда.

Сытые люди добрее. Это очевидно.