Стамбул. Визит первый. (Рассказ Максима)

Стамбул Дворец Святой Софьи
Дворец Святой Софьи
   Дети половину полет Краснодар-Стамбул смотрели в иллюминатор, пытаясь разглядеть во тьме Черное море, а потом уснули. Прилетели. Контроль мы прошли очень быстро. В аэропорту мы подошли к таможенному окну, офицер быстро кивнул нам и поставил штампы в паспорта. Мы были свободны! Багаж был с нами, так что оставалось только снять местных денег. В общем, провели мы там минут 15 и сразу выбежали на площадь, где стояли автобусы. Марат уже бывал в Стамбуле, да и последние несколько недель, он изучал путеводитель по Турции в большей степени чем мы. Нам надо было доехать до площади Таксим. Найдя нужный нам автобус, мы в него погрузились, купили билеты (по 12 лир (220 руб) на брата) и снова уснули, справедливо решив, что ночью мы все равно ничего не увидим кроме рекламы и огней. Путь до площади занял около 40 минут. Вылезли мы на ней и стали думать, как добраться до отеля.

Таксим – это деловой и торговый центр Стамбула, причем в европейской части города. Наш отель был в районе Фатих. Как доехать на общественном транспорте мы не знали, к тому же очень хотели спать, и поэтому решили взять такси. К нам попыталась сесть на хвост негритянка (для политкорректных – афроамериканка, хотя как негра или китайца не назови – цвет кожи у него от этого не изменится!). Но мы плотно заняли все места и даже забили целиком багажник! Выходит мы вчетвером – отпетые расисты! Договорившись за цену – тронулись в путь. Доехали относительно быстро и недорого (всего за 20 лир). Пока ехали, наш таксист пытался проснуться. Попивая кофе, стаканчик которого он не выпускал из левой руки, он совершал такие маневры, что Марат, который сидел рядом с ним впечатлился так, что одна из первых его заметок о Турции посвящена этому безымянному таксисту.

Городская стена уже не та.
   Отель у нас был заказан и оплачен заранее, но приехали мы раньше времени заселения. Поэтому, оставив вещи на стойке регистрации отеля, решили погулять вдоль стены. Благо топать до нее было метров 150.
   Небольшое отступление – история Константинополя древняя. Очень древняя. Скажу только, что стены строились в 6-ом веке нашей эры. Христианами, стало быть. Да собственно вся архитектура в постройках до 1453 года, напрямую связана с христианской религией. Стены и городские ворота – не исключение. Построены они в три кольца – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Высота каждой из стен отражает что-то из жизни Иисуса. Ворот двенадцать – по числу апостолов. Короче – место средоточения христианской религии. Но не думайте что это я такой умный! Все это мы узнали минут через 15, после начала прогулки. А случилось это так.

Выйдя из отеля, мы направились к гордо реющему на высоком бетонном столбе турецкому флагу. Столб стоял на небольшой площади перед воротами Фатих-капи (капи – на турецком ворота, двери). На площади была конченая остановка автобусов и кафе. Выйдя из ворот, мы начали делать фотографии, как, и положено туристам. Но, чувствовалось, что проснулись мы не до конца. Минут 5 полазили по стенам и решили сесть в кафе, что бы позавтракать.
   Сделав заказ мы прошли под навес, в кафе было человек 10 полицейских, которые пили чай и галдели о своем. Среди них была личность в штатском. Я расплачивался, и поэтому шел последним. С детьми и Маратом общался довольно громко, чтоб перекричать полисменов . Тут личность в штатском обратилась ко мне с вопросом, причем на прилично русском: «Ребята, а вы не из Москвы?». Ну не новость что некоторые иностранцы владеют великим и могучим. Я ответил, что кроме Москвы есть и еще города. «И мы из Саратова!» - с гордостью произнес я. Поговорили о том, когда мы приехали в Стамбул, сколько времени планируем провести здесь времени. Пока говорили, полицейские приутихли, и слушали нашу беседу. Стало как-то не уютно, это было похоже на провокацию !!!! Личность в штатском представился – Янис, подполковник городской полиции(полицейский он или нет, осталось не известным, в форме мы его не видели да и жетон не просили)! Делать нечего, я назвал себя. Он предложил нам экскурсию по городу. За деньги. Я обещал подумать.
   Но, тут понесли наш заказ, и я ушел к своим детям. Пока мы ели, Марат вспомнил, что мы оставили путеводитель, и решил за ним сходить. И он пошел в отель, бросив нас в толпе турков-полицейских! Вернувшись, он увидел нас там же, где и оставил. Янис еще раз спросил, поедем ли мы. В его пользу сыграло то, что все-таки его внешность располагала к себе, ну и то что две машины, на которых будет экскурсия стояли рядом и ехали в центр, в район Султанахмет. Нас туда везли бесплатно. Быстро подумав - мы решились. Водитель-полицейский, микроавтобус с кондиционером! Что еще надо?! Поехали в центр. Ехали вдоль стены, свернули к морю. Поглазели на рыбный базар, на огромные суда на рейде, на Принцевы острова лежавшие вдали морской. Выгрузили нас около Голубой мечети, самое сердце города. Янис велел быть нам около ее главного входа ровно в 11 утра. У нас было два часа, и мы решили погулять по центру.
   Прошлись по по площади, увидели Айя-Софью, свернули вниз, к морю. Прогулялись до археологического музея, попробовав по пути знаменитые турецкие сладости. Свернули к старому султанскому дворцу, он называется Топ-капи. И вернулись к месту где нас ждал Янис.
Там уже были и наши соотечественники, которых он, Янис, соблазнил на прогулку по городу. И она началась.
   Началом был Семибашенный замок (Еди-куле). В нем нам провели потрясающую экскурсию, причем не просто рассказывали, а заставляли нас думать, напрягать память и просто мыслить. Ну и кончено показывали и рассказывали нам местные страсти. Затем были православные святыни. Церковь 64г. н.э., церковь «покрова Богородицы» в ней мы кроме церкви посмотрели на монаха, которому 104 (!) года. Старичок бодро здоровался с нами, и не менее бодро поглощал завтрак из овощей, сыра, маслин, зелени и воды. Потом была резиденция константинопольского патриарха. В ней зашел разговор и о наших священнослужителях. Кстати, забыл сказать, Янис – грек. Православный, служил в патриархии. Он даже спел нам в одном из храмов молитву на арамейском. Надо сказать, что греки очень негативно относятся к нашим «священнослужителям». Они не понимают, как можно торговать верой людей. В греческих храмах все бесплатно. Свечи, святая вода, проведение любых обрядов. Ни один из монахов не подумает брать с Вас деньги. Пожертвования добровольные. Причем анонимные. Вам дают конверт, в который Вы кладете столько денег, сколько считаете нужным. И все.
   После патриархии, нам предложили поехать на кожевенный завод. Но мы уже настолько устали и набрались впечатлений, что отказались ехать. Нас вернули туда, откуда привезли. К Голубой мечети.
   Совершив путешествие на трамвае, кстати, единственный транспорт в Стамбуле который ездит без пробок, мы вернулись в отель. Оставив детей спать, мы с Маром решили, что раз уж мы здесь, то город надо осмотреть. Вернулись в центр, мы приехали в район с веселым названием Эминюню! Это берег залива Золотого Рога. Посидели в мечети, названия которой не запомнил.
   Прошлись по Рыбному(Галатскому) мосту. Мост двухэтажный, сверху транспорт, снизу рыбные рестораны. Свежую рыбу готовят при Вас. Тут я начал истекать слюной видя как праздный народ, туристы всех стран, поглощает пиво. В магазинчике купили оливок. Вот это был правильный ход! Такой вкуснятины я давно не ел. То, что продают у нас – фигня! Там они на развес, любых мастей, цвета, с начинкой и без нее.
 Отправились искать рынок специй – Египетский рынок. Но вечером он был закрыт и мы прошли мимо него. Гуляли по старому городу, забрели в посудную лавку, где присмотрели себе местный вариант чайных стаканов. Кстати чай в Турции – очень понравился! Потом набрели на мечеть Сулеймания. Такой красоты я не видел нигде!!!!
Мечеть Сулеймана
   Мечети снаружи больше напоминают какие-то крепостные строения. Изнутри они все разные. Отделка варьируется от розового мрамора до темного синего. КРАСОТА! Пускают везде. Правда во время намаза надо подождать во дворике мечети.
   Стемнело. Я переживал за детишек, и потащил Марата домой. Но он оказался хитрее меня, и провел меня пешком по центру с намерением показать мне Крытый Базар. По дороге купили фруктов, правда половину из них выкинули… Тут нас развели, надо пробовать!

Мы шли по центральной улице к остановке трамвая, и нас обогнал чистильщик обуви. Он уронил свою щетку с таким грохотом, что слышала вся улица! Но только не он. Мы, как благородные люди, решили вернуть ему орудие труда! Вернул щетку Марат, но он был в сандалиях, а я в кроссовках! Поэтому руку целовали мне, ну и на ломанном английском объяснили, что «аллах покарает его, недостойного чистильщика обуви, если он не почистит мне обувь!» Я повелся, и пока ее мне чистили – послушал рассказ о бедных и очень больных детях. За пару кроссовок с невинным видом с меня пытались содрать 100 лир. Это 1750 руб. Я был в шоке! Сошлись на 10. Вот так вот и обманули русского туриста.
   Вернувшись и искупавшись, мы вчетвером тронулись на поиски еды. Нашли ее быстро. Весь город наполнен кафе, кафешками, забегаловками, турецким вариантом общепита, в общем, поесть можно где угодно. Поев, я купил себе пивка и вернулись в отель. Вот так прошел первый день в Стамбуле.