Чудесный город Ревалсар

На самом деле никакой это не город, а небольшой поселок в Гималаях, расположенный вокруг маленького озера, в окружении гор.
Ревалсар - вид сверху
По периметру озера стоят храмы и монастыри
Ревалсар является священным гордом для представителей трех религий: буддистов, сикхов и индуистов, разумеется у каждой религии своя уважительная причина считать Ревалсар святым местом. Это нормально, у каждого должна быть своя  религиозная причина посетить Ревалсар. Ведь это скучно если бы сказки писал один Андерсен.

Мне, например, Ревалсар посоветовал посетить один злодей. "Марат!", - сказал злой человек, - "не поехать ли тебе посетить чудный город Ревалсар? Будешь бродить по его улицам, монахи будут поить тебя чаем! Там можно наслаждаться тишиной Гималаев". Через месяц я попал в чудный и тихий город Ревалсар и это действительно чудесное место, но злым людям доверять нельзя. Всё что только возможно, всё было наоборот чем мне обещали, но я не жалею. Это чудесное место. У меня только фотографий этого чудесного места почти нет, потому что к приезду в Ревалсар флешка фотоаппарата была забита почти полностью. Много красивых фотографий и легенду о Ревалсаре я нашел здесь. А от меня просто несколько коротких историй из тихого города.

Первая ночь в Ревалсаре

ворота буддистского  монастыря в Ревалсаре
Ворота монастыря
В Ревалсар я прибыл в компании новых друзей из Питера Насти и Юлика. Приехали поздно вечером.  Ну, не поздно-поздно, часов в одиннадцать, дело привычное, но тихий город Ревалсар спал. Спал крепко. Хозяева гостиниц просыпаться совершенно не желали, а те что просыпались или болтали много и охотно, но исключительно на хинди, не обращая внимание на что мы их не понимали или были пьяны. Впрочем пьяные тоже охотно болтали. Ну, и куда податься в городе трех религий троим путникам: православному, мусульманину и атеистке?

Приютил нас тибетский буддистский монастырь. В монастыре нас поселили всех в одну "келью": двоих парней и девушку - такой вот светский монастырь. В самом номере было только две кровати. Нас трое. Это дилемма! Понятно, что задача не имеет нормального решения. Обоим джентельменам хочется уступить постель девушке, тут и до драки недалеко. Поэтому мы поступили честно и разумно: я лег на свою постель, Юлик на другую, а девушка легла на коврике на полу, посередине.
И это была первая и единственная спокойная ночь.

Священное озеро

стена из тибетских флажков около озера РевалсарПервое развлечение в Ревалсаре - это ходить вокруг священного озера, заходить в храмы и
монастыри в изобилии стоящие на его берегу, задавать дурацкие вопросы служителям культа и вообще всем мешаться.

В буддистских районах все завешано миллионами разноцветных флажков? на которых написаны молитвы во благо всех живых существ. Считается, что ветер, вода и солнце растворяют эти надписи и они переходят в пространство вселенной.

Сикхи угощали сладкой вкусной кашей.
Но главное развлечение находится в самом озере, где живет рыба, причем её столько что похоже все молитвы буддистов достались этим жадным и прожорливым существам. Дело в том, что рыбу в этом озере нельзя ловить и есть, но вселенная требует баланса, поэтому рыба питается туристами. Это весьма медитативное занятие смотреть как сотни рыб прыгают друг по другу, хватают ртами воздух и пожирая хлопья риса. В последний раз, когда посетил Ревалсар горная порода завалила основной питающий ручей озера и в воду попали вещества поглощающие кислород. Масса рыбы погибло, но жители спасали как могли.

Пещера Падмасабхавы

Пещеры находятся несколько выше Ревалсара. По идее туда можно доехать на автобусе или такси, но мы пошли пешком и я об этом нисколько не жалею, но и рекомендую пройтись именно пешком. По пути будет множество чудесных  видов и пейзажей, где стоит задержаться хотя бы на пару минут, а иногда и сойти с дороги, прогуляться по особенно интересным местам.
Окрестности Ревалсара

Дорогу до  пещер найти проще простого. Поднимаетесь прямо к статуе Падмасабхавы или идете по дороге чуть левее, осмотрев статую поднимаетесь вверх пока не выйдете на дорогу, поворачиваете направо и топаете вверх. Долго, иногда круто в гору, но в общем дорога не слишком утомительна и стоит того. Воды можно много не брать, по пути будет ручная водокачка, мы оттуда пили и ничего с нами не случилось. За час-два дойдете, зависит от скорости и желания изучать окрестности.

Ревалсар в плохую погоду
Статуя Падмасабхавы на фотографии слева вверху
пещера ПадмасабхавыНаверху много чего интересного, если побродить, поискать. Помните чуть выше фотография со стеной увешанной разноцветными флажками? Так вот это ерунда по сравнению с тем что есть наверху, там из этих флажков построены какие-то лабиринты и сети. Еще на горе есть женский монастырь, разбросанный по многочисленным пещерам. Можно стучаться в двери и слушать как монахини посылают тебя куда-то дальше, есть смотровая площадка и наверное, что еще ... не успели. Вернусь.

Но главная цель - пещера Падмасабхавы, холодная, выстланная мрамором, но уютная, со страшными статуями. Есть там еще одна пещера, но она была под замком, не оказалось смотрителя.

Монашки сидят перед входом в пещеру, просеивают ячмень, молча пропускают внутрь пещеры, не обращая на Вас внимание. На выходе те же монашки приветливо улыбаются и предлагают выпить чашку чая.

Обратно не надо возвращаться той же дорогой. Лучше пройти направо от пещеры, там будет выложенная камнями тропинка через поселения бедных индусов. Спуститесь короткой дорогой до самого Ревалсара очень быстро, если ноги не переломаете.

Монахи и ресторан

Недалеко от нашего монастыря мы нашли два ресторана: один был очевидно модный и дорогой. Дорогой по индийским деревенским меркам, конечно. Другой же был явно проще, а главное там готовкой и сервисом занимались монахи монастыря.

Клиентами мы оказались единственными, выбрали столик, к нам подошел монах и спросил, что мы хотим есть. Мы попросили меню. Но монах сказал, что дорого не будет, просто скажите, что хотите поесть. Но нам казалось, что так нас обдурят, и мы продолжали требовать меню. Монах пожал плечами, велел нам ждать и вышел на улицу. Вернулся минуты через три, с вежливой улыбкой протянул нам меню на котором красовалось название название дорогого ресторана.  Больше меню в этом ресторане мы не просили, монахи продолжали улыбаться и кормили почти за бесплатно.

Сам процесс готовки был примерно такой: мы сообщали свои пожелания, монах-официант записывал заказ и уходил на кухню, через минуту снова проходил мимо нас с котомкой, выходил в дверь ресторана, доходил до овощной лавки напротив, закупался, снова проходил мимо нас с уже полной котомкой, через некоторое время мы получали наш заказ.

"Тихие" ночи Ревалсара

Из монастыря мы переселились в маленькую частную гостиницу. Этим же вечером, подойдя к входу в гостиницу, мы обнаружили, что вход закрыт решеткой. Пришлось кричать, звать хозяев, греметь решеткой - всё бестолку, никто не выходил нам открывать. В результате мы полезли по решетке на второй этаж, при этом вызывая громкий металлический лязг. Перелезли через перила балкона и пошли к себе в номер. Думаете кто-то из хозяев-индусов выскочил поинтересоваться что происходит? Нет, продолжали спать как суслики. Думаю это защитная реакция. Дело в том, что Ревалсар находится в окружении  гор, а сам город вокруг озера. И вот стоит ночью гавкнуть одной собаке, так её лай эхом разносится по поселку и подхватывается другими собаками, а потом они начинают носиться вокруг озера, скуля, гавкая и визжа. И так каждую ночь. Думаю, что коренные жители не проснутся даже если небо упадет на землю.

Кстати, о небе. Это повод посетить Ревалсар. В один из дней нашего пребывания небо затянулось тучами, пошел сильный дождь, нам пришлось отсиживаться на балконе гостиницы, с восторгом наблюдая за событиями на небе Облака над нами, совсем рядом, Гималаи же, двигались в произвольном порядке. То есть одно облако движется  вправо, другое влево, третье удаляется и резко теряет в высоте, через несколько минут все облака меняют направление движения, порой на противоположное. Если подниметесь к пещере Падмасабхавы, посмотрите на горный рельеф, то многое из поведения облаков станет понятней.