Как самостоятельно поехать в Индию: руководство к действию

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно. 

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений. Уровень и класс гостиницы, конечно, зависят от её стоимости, но не так четко и закономерно как в других странах.
Минусы: резко сокращается выбор, цены несколько возрастают. В Индии работают все те же привычные сервисы типа  Hotellook, Booking и даже AirBnB. Ещё сервисами бронирования можно пользоваться, чтобы отыскать подходящую гостиницу, придти, посмотреть, и если всё устраивает, то договориться на месте или идти искать жильё дальше.

Если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы  не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так же прекрасно как на фотографиях. Еще друзья мне не раз жаловались, что приезжали в забронированную гостиницу, а номер несмотря на бронь был уже занят. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно было обидно за потерянное время. Впрочем в этом и плюс, однажды я так занял последнюю комнату в гостинице.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения. 
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость. 
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.
  • Если решили остаться, то торгуйтесь. Цену можно сбить почти всегда, не то чтобы радикально. Но, во-первых, немного сэкономите, а во-вторых, дадите понять, что Вы жадные и нудные, так что лучше потом Вас не дурить и не обманывать. 
  • Если Вам показывают красивую табличку с ценами, а не называют стоимость вслух, то торговаться, скорее всего смысла нет - цены фиксированные. Несмотря  на табличку с ценами сразу уточните конечная ли это цена или туда после добавятся налоги, иначе после вашего согласия Вам не моргнув глазом добавят в счет какие-то налоги сверх суммы. Такая ситуация возникает именно с гостиницах с фиксированным прайсом.
  • Если точно собираетесь оставаться несколько дней, то сообщите об этом и потребуйте дополнительной скидки, скорее всего Вам пойдут навстречу.
  • При заселении (до передачи денег) хорошо бы проверить краны, наличие горячей воды (если есть), чистоту постельного белья. С постельным бельем отдельная проблема. Индусы плохо понимают что такое чистое постельное белье. Если очень хочется жить в дешевых гостиницах, но спать на чистом белье, то покупайте и возите с собой свои простыни или спальный мешок. Объяснить индусам, что простыни в жирных пятнах, грязные, нестираные очень сложно, они искренне не понимают суть проблемы. То же самое относиться к чистому полу. Или смиритесь, или готовьтесь платить за гостиницы больше. Заранее узнайте будут ли менять белье и как часто. Лично я при заселении первым делом откидываю одеяла и смотрю на простыни, по ним можно судить обо всем остальном.
  • Часто двери в недорогих гостиницах Индии закрываются навесным замком, поэтому купите заранее замок требуемой Вам уровня секретности. В принципе ключ и замок можно попросить на стойке регистрации, но тогда будете волноваться за свои вещи, поскольку копия ключа будет у каждого работника гостиницы. Впрочем всё последнее время я пользуюсь замком гостиницы и ни разу ничего не пропало.
  • При заселении требуют ксерокопию паспорта и визы, так что по приезду в Индию сделайте сразу несколько копий и отдавайте при заселении. В противном случае ваш паспорт будет исчезать в неизвестном направлении на неопределенное время, пока его копируют. Впрочем во всех более-менее приличных отелях есть копиры.  Паспорт в залог оставлять не надо никогда!
  • Деньги иногда берут вперед, иногда с запасом на еще один день. При выписывании лишнее возвращают. Вообще набор бумаг, анкет и способов оплаты меняется от штата к штату, от гостиницы к гостиницы.
  • Не забудьте сразу взять визитку отеля, чтобы найти его, когда потеряетесь в городе. Лучше взять сразу штук пять и распихать по всем карманам и рюкзакам.
  • В небольшой гостинице обычно не сложно договориться о переносе стандартного расчетного часа на удобный для Вас.
  • Обычно цена, которую Вам озвучили, является конечной. Никаких налогов, дополнительных сборов не предполагается. По крайней мере я крайне редко сталкивался с такой проблемой. Но порой просили дополнительные деньги за проведенную уборку номера. Принципиально ни разу не доплачивал. Так что если скандалить не любите, то заранее узнайте будет ли проводиться уборка номера и входит ли это в стоимость.


Визы и авиабилеты

Визовый вопрос сильно упростился, теперь они делаются электронно сроком на месяц, год и пять лет (20. 40 и 80$ соответственно). Теперь не нужно никуда ездить с документами. За электронной визой на сайт индийского консульства. Здесь хорошая инструкция.

Авиабилеты

В принципе тут всё просто, особенно, если озаботиться билетами заранее.
Есть две основные точки прилета: Дели и Гоа. Иногда Керала. 
Хорошие прямые рейсы есть у компании "Аэрофлот",  но эти же билеты часто можно купить ненамного дешевле у посредников в авиакассах, там же можно найти много других вариантов, как с пересадками, так и без.

Интересный вариант  - "Туркменские авиалинии", которые на данный момент так и не смогли сделать себе нормальный сайт по продаже авиабилетов. Особенностью этой компании являются авиабилеты по приемлемой цене и открытой обратной датой! Пересадка в Ашхабаде. Вылет из Москвы и Питера.
Билеты можно купить у того же самого "Аэрокомфорта".

Билеты на чартеры: aviacharters и chartex. Еще один вариант tourdom. Проблема в том, что хорошие цены у чартерных рейсов обычно появляются всего лишь за несколько дней до отлета. А без билета сложно или дороже сделать визу. Зато есть рейсы из многих городов РФ, а не только из Москвы и Питера. А ещё чартеры часто сильно меняют время вылета в любую сторону

Путеводители и атласы


О желательности приобретения нормально путеводителя можно прочесть здесь, там же написано что такое нормальный путеводитель и как его выбрать.

Кроме того, по приезду в Индию желательно купить подробную карту дорог Индии. Эта недорогая книга может оказаться чрезвычайно полезной. Обычно её без проблем можно приобрести на железнодорожных вокзалах или книжных магазинах. Пользоваться небольшим атласом в дороге гораздо удобнее, чем громоздким путеводителем, к тому же атлас гораздо подробнее. И вообще об этом атласе подробнее дальше.
Кроме этого атласа выпускаются карты дорог отдельных штатов, что тоже может пригодиться, хотя это уже не так актуально.
Скачать атлас целиком. Пригодится, пока не купили свой.
Теперь, когда есть атлас, то можно перейти к следующему "ужасу".

Не помешает установить на смартфон MapsMe и/или Google Map, помогает. Пользовать картами на смартфоне, конечно, удобно, но опыт показывает, что планировать и пользоваться в пути бумажным атласом всё равно весьма удобно.

Перемещение по Индии

Как переезжать из города в город - это еще один вопрос, который волнует тех, кто собрался в самостоятельное путешествие по Индии. Так вот, если не перемещаться по совсем уж заезженным туристическим маршрутам, то ничего хорошего обещать не могу, придется трястись вместе с индусами в их потрясающих автобусах и поездах.
На самом деле путешествовать из города в город совсем несложно, более того иногда это может быть интересно и увлекательно. Просто надо обрести уверенность. Никаких секретов я тут не раскрою, поскольку у нас в целом похожая ситуация. Просто надо решиться, а потом может и понравится.

Автобусы

Бывает и так, но чаще все  обыденно.
Автобусом в Индии можно уехать, откуда и куда угодно, и настолько далеко, насколько способна выдержать ваша спина и мягкое место.
Автобус вообще правильное средство для тех, кто в Индии первый раз, поскольку автобус едет через множество городов и деревень, так что увидите быт Индии, а в дороге встретите множество индусов из провинции, которые захотят с Вами пообщаться по душам, которые, кстати, могут дать дельный совет, о том что стоит посетить, где остановиться и что попробовать на вкус в данной местности..
Есть два способа путешествовать на автобусах, точнее есть разные виды автобусов. Естественно речь идет о междугороднем сообщении.

Автобусы со свободной посадкой

Просто приходите на автовокзал, можно с самого раннего утра часов в шесть уже, и спрашиваете: "Где автобус до такого-то города?". Придется именно спрашивать, поскольку название городов на автобусах пишется на хинди, спрашивать лучше у кондукторов или водителей других автобусов. Если английский неизвестен, то можно просто ткнуть в карте на нужном городе и вопросительно посмотреть в глаза. Я сам так иногда делал, потому что, выговорить названия некоторых индийских городов было не в моих силах.
Оплата происходит у кондуктора внутри автобуса.

Автобусы такого рода делятся на жутко медленные, просто медленные, быстрые и супер-быстрые. Жутко медленный местный автобус будет не спеша ехать, порой подбирать людей голосующих на обочинах, подолгу стоять на множестве мелких остановок. Супер быстрый - это минимум коротких остановок, сам автобус несется на всех парах. Между этими двумя видами автобусов есть какие-то промежуточные типы.

Поэтому, если в ваших планах проехать сотню километров или больше, то ищете автобус с надписью на верхней части лобового стекла: "Express", "SuperFast" или еще что-то типа этого. Или просто спрашиваете о том, достаточно ли быстр нужный автобус.
Иногда в автобусе не будет свободных сидячих мест, все равно можно ехать, даже если планируете ехать далеко и долго. На ближайшей остановке часть народу выйдет, так что рано или поздно место освободится.

Иногда нужного автобуса нет или будет нескоро, тогда спрашиваете автобус, которые едет по нужной дороге, едете сколько можно, выходите на автовокзале другого города и ищете следующий автобус. Так можно доехать куда угодно, впрочем, автобус именно тот транспорт, на котором можно доехать куда угодно. Кондиционера в таких автобусах не бывает, сиденья неудобные. Ходят с раннего утра и до полуночи. Ночью движение практически затихает.

Важно: если Вы посещаете какую-то достопримечательность в небольшом городе (особенно в тупиковых дорогах  или небольших серпантинах в Гималаях), то заранее или по приезду узнавайте когда будет последний автобус обратно. Иногда автобусное обслуживание в таких местах прекращается очень рано. Порой последний автобус бывает в 3 часа дня. Рассчитывайте время или придется тратиться на такси, и то если найдется.

Автобусы с предварительной продажей билетов

В такой автобус Вас без предварительно купленного билета не пустят. Почти на любом автовокзале есть расписание, обычно оно как раз относится к таким автобусам.
Стоимость проезда в таких автобусах существенно выше, зато у Вас будет отдельное комфортное кресло, возможно кондиционер, а иногда бывают лежачие и полулежачие места. Движение  по возможности строго по расписанию.

Автобусы такого типа двигаются со скоростью экспресса, часто ночью. Если планируете ездить ночными рейсами, то незаменимой вещью будет специальная надувная резиновая подушка.

Билет можно купить в кассе автовокзала, в туристических агентствах и через интернет: основные сайты RedBusClearTrip и MakeMyTrip. В разделе "поезда" есть рекомендуемое приложение в котором можно удобно смотреть наличие и расписание автобусов, а так же бронировать места, в том числе с использованием PayPal.

Если собираетесь покупать билеты сами через интернет, что немного дешевле, чем пользоваться услугами посредников, то потренируйтесь заранее дома. Найдите какой-нибудь дешевый рейс и попробуйте купить билет, главное узнать согласиться ли индийский сайт принять вашу пластиковую карту. Это вопрос сложнее чем кажется, индийские сайты плохо принимают российские карты. Еще каждый штат Индии имеет свой дополнительный собственный сайт для бронирования, гуглите если интересно. 

Когда будете искать автобусную станцию, то надо учесть следующий момент: Bus Stand - это автовокзал междугородных автобусов, а Bus Station - место, где много-много конечных остановок городских автобусов. Почти всегда они находятся рядом, но можно и не туда приехать по недоразумению. В крупных городах автобусных остановок каждого типа несколько, что как понимаете тоже важно, уточняйте название.

Автобусы коммерческих компаний отправляются откуда им вздумается, правда место и время четко прописано и указано в билете. Иногда это весьма странные места, приезжайте заранее. В билете есть телефон оператора-перевозчика и если что-то пошло не так, то срочно звоните. Учтите, что автобус может как стоять заранее и ждать, так и подьехать в примерно указанное время, постоять несколько минут, погрузить пассажиров и сразу уехать.

Как уже писал в крупных городах есть несколько автовокзалов, предпочтительно попасть на тот с которого есть рейсы (или их значительно больше) в нужном направлении, обычно это несложно выяснить. Иногда нужно быть готовым к тому, что приезжаете в город в один вокзал, а продолжаете путь с другого. Обычно между двумя автовокзалами одного города всегда есть локальный маршрутный автобус.

С помощью атласа, который я выложил выше можно легко посчитать километраж и соответственно прикинуть время, требуемое на дорогу (и умножить на два).

Поезда

Железные дороги
Железнодорожная сеть в Индии развита великолепно, почти все сколь либо значимые города соединены, множество курсируют поездов во всех направлениях. Но есть две проблемы: поезда по комфорту так себе, а полтора миллиарда народу сложно запихнуть в вагоны, сколько бы поездов не ходило. А еще расписание соблюдается условно, то есть поезда хронически опаздывают.

Если вам удобнее воспринимать видеоформат, то у меня есть видео с одного из вокзалов Индии, но там не всё что необходимо, и текст ниже всё равно придется читать для понимания, зато что-то станет понятнее представить.

Карта основных дорог справа, чтобы посмотреть местные линии, придется скачать атлас, который выложен выше.

Важный момент: в индийском поезде никого не интересует пропустите Вы свою станцию или нет. Проводник не придет будить за полчаса. Так что вся ответственность за выход своей остановке целиком лежит на Вас самих.

Типы вагонов

Также как и у нас в индийских поездах есть несколько типов вагонов. Далее в порядке понижения уровня комфорта и цены.

AC First class: что-то типа нашего купе, но вместо двери в купе может висеть занавеска. Кондиционер и тонированные окна. Самый дорогой вариант. Бывает не во всех поездах. Обозначения номера вагона H-1, H-2...

AC 2 Tier:  кондиционированный плацкарт. Кондиционер. Места отгорожены занавесками, выдается постельное белье, в вагонах с большой вероятностью могут быть электрические  розетки.  Обозначения номера вагона - A-1, A-2 ...

AC2 Chair: удобные кресла по типу самолетных. Кондиционер. Комфортный способ при передвижении днем. Но мало в каких поездах есть такой вагон. Обозначения номера вагона C-1, C-2 ...

AC 3 Tier: тот же плацкарт, но по три полки в высоту, места для багажа соответственно нет. Розеток нет. Занавесок нет. Белье иногда надо выпрашивать. Обозначаются номера вагонов B-1, B-2 или G-1, G-2...

Sleeper:  3 полки в "купейной" части, 2 полки-боковушки. Кондиционеров нет, есть куча вентиляторов на потолке и стенах. Белье просить бесполезно, потому что проводника тоже нет. На окнах решетки без стекол, если дует, то можно опустить железные ставни, тогда дуть станет меньше. Грязно, зато четыре туалета на вагон. Зато очень весело и шумно. Разок надо попробовать, если не боитесь мышей.  Вероятность потерять багаж в таких вагонах наиболее высока. Рюкзаки надо привязывать или спать на них. Спать можно и прямо в обуви для пущей сохранности. Нумерация вагонов S-1, S-2 ...

Second class: обычная местная электричка. Так же как и у нас может быть пустой, а может быть не протолкнуться.  Жутко неудобные сиденья. Нумерация вагонов - D-1, D-2...

Кстати, кассы на электрички или на вагоны класса Second class, которые прицепили к обычному поезду, отдельные. Иногда, в часы пик, там невероятная толпа индусов. Очереди как таковой нет, просто всё лезут к окошечку кассы, распихивая всех остальных. Вам надо поступать также, желательно наступить кому-нибудь на ногу, как бы в отместку, потому что Вам точно наступят. Когда окажетесь у кассы, надо засунуть туда руку с деньгами и орать название нужной станции. Не беспокойтесь, если в окошко кассы засунуто уже несколько ладошек с зажатыми деньгами, очередь до Вас дойдет обязательно, а отжимать от кассы, когда рука уже внутри не принято. Очень увлекательно, реально там нет серьезной агрессии и злобы. Так бывает именно в часы/минуты пик, так что можно просто подождать, пока толпа не иссякнет и спокойно купить свой билет.

В теории есть несколько очень комфортных и дорогих туристических поездов, но я на них, ни разу не ездил. Зато видел. Не знаю как там внутри, но на вид вагоны такие же грязные и обшарпанные как и все остальные. К тому же туристические поезда ездят туда, куда положено везти туристов, а не туда куда хочется.

Почти на всех вокзалах, кроме совсем мелких, есть камеры хранения, что может быть очень удобно. Учтите, что если хотите воспользоваться камерой хранения, то ваш багаж обязан закрываться навесным замочком, иначе в хранении вещей скорее всего откажут. Камеры хранения есть и на многих автовокзалах, а правило "багаж на замке" там тоже в силе.

Покупка билетов на индийский поезд

Идеальный вариант - это четко знать свой маршрут по дням, придти в центр продажи билетов для иностранных туристов (при вокзалах Дели, Васко-да-Гама - это в Гоа, Калькутта, Ченай, Бангалор, Агра, Варанаси, Мумбай, Джайпур) и показать свой план переездов кассиру, который выпишет Вам все билеты по туристической квоте, в вагоне желаемого вами типа. 

Продажей билетов на поезда занимаются многочисленные агенства, работники которых помогут подобрать маршрут и даты. За это будет взята дополнительная комиссия, зато будете избавлены от головной боли.

При покупке билетов самостоятельно на вокзалах вначале надо узнать что и куда ездит, а также есть ли там свободные места. Сайт железных дорог Индии поможет в этом. На сайте можно посмотреть стоимость билета для разных классов вагонов и наличие свободных мест по разным квотам.

Еще есть еще коммерческие сайты продажи билетов на поезда: ClearTrip и MakeMyTrip. Проблемы связанные с покупкой билетов на этих сайтах те же, что и при покупке билетов на автобус.

Ещё один великолепный вариант это установить на смартфон какое-нибудь приложение (найдите в поиске по словам india railway/train  то что Вам понравится). Приложение Вам пригодится и после покупки билета, с помощью него можно узнать на какаю платформу приедет Ваш поезд (не слишком доверяйте табло), насколько опаздывает и т.д.

Билеты начинают продаваться за 4 месяца, что значит, что за неделю до отправки поезда билетов уже обычно нет. Если есть, то они обозначаются словом AVAILABLE после которого, идет число свободных оставшихся мест. Надо срочно в кассу и покупать.

Далее появляются билеты со статусом RAC означает, что у Вас есть половина полки, которую можете делить любым удобным способом с обладателем другой половины. Скорее всего через несколько остановок место освободится полностью. Но скорее всего к приходу поезда будет полное место. У таких билетов нет изначально номера вагона и места. Уточняйте на вокзале, в окошечке администратора, списки вешают на поезд и на стенде платформы. Или воспользуйтесь приложением на смартфоне. Если что садитесь в поезд в любой вагон своего класса, там выясниться, где Вам ехать.

Но чаще можно увидеть WL, то есть wait list.  Число после обозначает количество билетов, которые проданы после того  как все свободные места проданы! Перед самой отправкой поезда многие сдают билету в кассу, и если Вы в первом десятке WL, то шансы получить место очень велики. В противном случае можете получить в кассе деньги назад. Действуйте как с билетами типа RAC. Однако билет можно не сдавать, а всё равно попробовать сесть, в надежде, что место скоро появится. Гарантий никаких. В крайнем случае тамбур всегда ваш.

Если билетов нет, то это еще не значит что его нельзя купить. Есть билеты по квоте tatkal. Это так называемые билеты по коммерческим ценам. Продаваться они начинают в 10 утра за сутки до отправки поезда. Именно в это время Вы должны стоять в кассе или быть в агентстве-посреднике, поскольку билеты по этой квоте разбираются очень быстро. Обратите внимание кассира, что Вы готовы взять билет по этой завышенной цене.

Кассы часто бывают не на территории вокзала, а в здании по соседству. Кассы на электрички и на поезда дальнего следования обычно находятся в разных местах.

Зная эти нюансы, приходите на вокзал, берете у кассы форму заказа, пишите в ней номер и название поезда, дату, желаемый тип полки/места, вписываете до шести имён себя и попутчиков, не забыв указать пол и возраст. Кассир посмотрит реальное состояние дел на текущий момент, может посоветовать другой вариант, выпишет один билет странного вида на всех. Причем часть людей может попасть в AVAILABLE, а часть уже  в WAIT LIST.

Если в кассе будет угрюмый и необщительный хмырь, то просто обратитесь в другое окошко, обычно кассиры вполне доброжелательны.

Если нет никаких билетов, а ехать надо срочно и позарез, то идёте в кассу на "электрички" и просите билет куда надо на ближайший поезд. Билет Вам продадут, проблема в том, что билетов продают столько сколько людей попросит, может быть очень, очень тесно. Впрочем иногда даже вполне комфортно. В плюс - такие билеты невероятно дёшевы.

Установите себе любое приложение на тему железных дорог Индии, лично у меня стоит ixigo trains. С его помощью Вы сможете: смотреть опаздывает или нет ваш поезд, узнать на какую платформу он прибывает, проверить перешёл ли ваш билет из статуса waitlist  в нормальный, а также искать и подбирать поезда для путешествия. В теории там же можно и купить билеты, но для меня это так и осталось в теории.

Как-то примерно так, остальное придет с опытом.


Контакт в Дели на всякий случай

На Мэйн-базаре  постоянно сотрудничаю с индусом у которого  покупаю симкарты, иногда билеты на поезда и автобусы. Он, конечно, добавляет свою маржу к цене, но порой удобно так. В принципе он меня не подводил, так что можете пользоваться контактом, чтобы сразу по приезду были  на руках билеты и симкарта. Минус в том, что деньги ему можно перевести только через Western Union, но тут претензии скорее к валютному законодательству Индии.
Тел. +919910952582 (он же вотсап) - говорит на русском, но не очень хорошо. Звать Судир (Sudhir)

Я Вам рекомендую заказать у него билеты на поезд по крайней мере на первые сегменты путешествия, потому что с билетами стало совсем плохо, за неделю уже невозможно купить уже, порой даже в международных кассах для туристов.

Самолеты

Карта авиа-путей
Дорого и быстро. Пояснять тут особо нечего. Карта основных аэропортов прилагается, надо нажать по ней, чтобы раскрыть во весь экран.
Поиск по местным лоукостерам на MakeMyTrip. Билеты желательно брать как можно раньше, цены растут к дате отлета. К сожалению, сайт на английском.
Вот инструкция по поиску дешевых билетов на Aviasales, там всё на русском, но билеты будут дороже.
Индия большая страна и если хочется за раз увидеть и юг, и север, и запад с востоком, а трястись сутками в поезде неохота .... 

Такси и моторикши (туктук)

Понятно, что главное это торговаться, поскольку цену изначально попытаются назвать немыслимую. А потом при расчете попытаются сослаться на всякие немыслимые обстоятельства, чтобы взять больше денег. Так что при любом дополнительном требовании, просто отсчитывайте нужную сумму, молча, кладите на сиденье и уходите не оборачиваясь, не обращая внимания на вопли и крики. Любимый трюк водителей сказать, что он якобы договорился о цене на одного пассажира, а вас трое. Так что это можно отдельно обговорить перед поездкой.
Торговля и окончательный расчет с такими жуликами как водители моторикш не лишена очарования. 

Первое, не надо ехать на моторикше на большие расстояния. На скорости 40 км\час далеко не уедете, и как показывает практика, через час тряски в моторикше выясняется, что сидения там крайне неудобные. На горных и извилистых дорогах моторикша просто ужасна: надо всё время крепко держаться, чтобы не выпасть на повороте, а в гору едешь медленнее,чем если бы шел пешком.

Второе, в Индии, кроме обычного такси, много где можно арендовать джипы. Если едите на большое расстояние, то главное на что надо обратить внимание, так это на лицо водителя, оно должно быть честным, открытым и доброжелательным. В противном случае есть вероятность, что такси где-то в пустынной местности "сломается, и надо еще денег  на ремонт" (вполне реальная ситуация, между прочим, еще и ночью случилась, денег правда не дали). 
Стоимость такси не будет радикально ниже чем в России, все таки бензин в Индии в два раза дороже.

Сейчас повсеместно, даже в маленьких городках есть, станции такси. Обычно они находятся рядом с автобусной станцией или еще где-то в приметном месте. Цены там фиксированные, часто даже есть таблички с ценами. Торговаться почти бессмысленно. Но надо и подольше. Во-первых, узнаете примерные цены в данном населенном пункте, а они сильно отличаются от города к городу. Во-вторых, нужно для того, чтобы потянуть время и Вас заметили частные таксисты неподалеку. После торговли с официальными таксистами медленно и не спеша уходите, так чтобы Вас успели догнать местные частники. У них несколько ниже тарифы на перевозку и есть смысл торговаться.

Чтобы избежать вышеуказанных проблем, то установите себе приложение OLA CABS. Работает на большей части территории Индии. Можно вызывать нормальное такси, люксовое, делить машину с попутчиками. Местами можно вызвать моторикшу и даже мотоцикл. Можно сделать почасовую аренду и междугородний вызов. Цены при этом получаются существенно ниже чем, если ловить такси на улице.
После вызова приходит код, который надо сказать таксисту.
В принципе в Индии ещё есть Uber, но я так понял, что OLA более популярный сервис.

Примечание: В Индии есть ужасный праздник Холи. Каждый год он проводится немного в разное время. Но если ваша поездка приходится на февраль-март, то уточните даты проведения этого мероприятия. Дело в том, что в этот день крайне не рекомендуется переезжать. Поезда катастрофически опаздывают, улицы перекрыты соответственно такси не ездят. Да, и на улице нельзя появляться, если не хотите превратиться в разноцветное пугало.

Медицина и личная гигиена

Да, в Индии грязно. Да, там есть всякие кишечные паразиты и ядовитые гадины. Но это просто ужас, а не ужас, ужас, ужас!

Зараза

Тема ужасных болезней и паразитов сильно раздута. Как-то я был нечаянным свидетелем следующей сцены. Русская девушка разговаривала по телефону с мамой, в то время как её годовалый ребенок ползал неподалеку по траве в тени пальмы. Не знаю, что говорили по телефону девушке, но та упорно отвечала одно и то же: "Мама, какая холера?! Какие такие паразиты?! Ну, приезжай сюда  и посмотри!".
В Гоа с родителями на отдых (зимовку) приезжает немало маленьких детей, включая грудных. И я не видел, чтобы они ужасно болели. Скорее, наоборот, вместо того чтобы всю зиму сидеть дома у батарей отопления, они голышом бегают под солнышком, купаются в океане, кушают со своими мамами свежие фрукты. Индийские дети, если не брать нищих, тоже вполне благополучно выглядят. Я, кстати, сам прожил со своими родителями в Индии два года. Когда меня туда привезли, мне было всего три года, я как раз и болел. Обратно в СССР вернули  уже вполне здорового ребенка. 
Я не говорю, что в Индии нет заразных болезней, но их пик приходится на сезон дождей и в местах, куда ехать совсем не хочется. Впрочем, по статистике подцепить холеру в Индии можно с вероятностью меньшей чем туберкулез в России.
Доктор в Индии, с которым я беседовал рекомендовал делать перед поездкой две прививки: от столбняка и от бешенства. Но во времена СССР их и у нас делали, причем в обязательном порядке.
Если будет необходимость, то аптек в Индии полным полно с широким ассортиментом средств, в том числе средства по уходу за линзами.
Если приключится что-то серьезное, то лечение в Индии не очень дорогое, но вообще стоит подумать о медицинской страховке.

Разговор с доктором-индусом об индийской медицине и необходимости прививок перед поездкой.

Паразиты

Вспомните школьный учебник биологии, там есть глава про жутких паразитов, которые обитают на территории России. Вас они волнуют? Ну, пусть и в Индии не волнуют. Если не пить из грязной лужи, то вероятность подцепить что-то ужасное определяется кармой и если не везет, то не повезти может везде.
Я знаю множество людей и среди них я, которые в Индии пили воду из крана, ели немытые фрукты и прекрасно себя чувствуют. И я знаю, случаи когда всё кипятилось, фрукты мылись в марганцовке, а потом люди сутками сидели на унитазе. Конечно, в Индии есть что подхватить неприятного и с последствиями, но не надо себя накручивать и скорее всего всё будет хорошо. Однако воду из крана пить всё же не стоит, есть очень вкусная бутилированная вода и свежие соки. Некоторые также уверяют, что молоко в Индии просто великолепное.
Но! Все-таки это страна с чуждой нам микрофлорой, с незнакомыми иммунитету микроорганизмами. Поэтому рекомендую купить порошок листьев дерева ним, лучше в таблетках, потому что гадость редкостная. Эта штуковина убивает практически любую гадость в кишках и легких, очищает кровь, вообще жутко считается жутко полезной вещью. Продаётся в любой аптеке Индии и в аюрведических лавках, которых тоже немало.
Крайне не рекомендуется пить на улицах и вокзалах из краников с надписью "Drink water", есть случаи заражения.

Стирка,  глажка и другое

В гостиницах в ванной комнате обнаружите ведро. Это для стирки. Пакетики стирального порошка объемом на одну стирку продаются везде. А вот сушек нигде не предусмотрено, поэтому желательно взять с собой несколько метров бечевки.
Если самому стирать лень, то почти во всех более-менее приличных гостиницах можно отдать одежду в стирку за вполне разумные деньги.
Бритвенные принадлежности продаются свободно, причем по цене гораздо ниже российской. Хуже с предметами личной гигиены для женщин. Зато многие женщины поют оды индийским средствам по уходу за кожей, волосами, а перед отъездом домой закупают в большом количестве.

Туалеты

Просто маленькое предупреждение тому, кто будет ездить по отдаленным не туристическим районам - туалетной бумаги там нет, запасайтесь заранее. В Индии принято подмываться, поэтому в любом туалете есть краники, кружечки... Поначалу ужасно, индийские туалеты это вообще отдельная песня. Но лучше привыкнуть, потому что в условиях постоянной жары ходить с подмытой попой гораздо комфортнее.
Тем не менее не стоит подмываться в общественных местах, где вместо биде просто валяется кружка на полу. Можно подцепить трихомоноз. Чтобы убить эту бактерию у себя в номере гостиницы достаточно помыть кружку с мылом и обязательно высушить, бактерия погибает.

*** О змеях и пауках (для тех кто боится, что в Индии его укусит змея)

Питание

Есть мнение, что индийские блюда невероятно острые. Это только половина правды.
Во-первых, не все блюда острые, во многих перца не кладут вовсе.

Во-вторых,  там где много европейских туристов прекрасно знают какое количество жгучего перца нормально переносит белый человек, и надо еще уговорить повара не жалеть специй, если хочется острого.

В-третьих, что мешает попросить сделать блюдо без специй или без острого перца? Учтите, что "без специй" и "без жгучего перца" ("но спаси" и "но хот чили") это две большие разницы. 
Несмотря на все это вероятность нарваться на "невыносимо острое" блюдо есть и эта вероятность достаточно велика. Но это не значит, что человеку с больным желудком есть в Индии нечего. Еще как есть. Там и омлеты делают, каши, рис и множество других вкусных и совсем не острых вещей.

Не стоит бояться, что вам подадут жареных сверчков, паучков, змей, мозги обезьяны и т.д. Индусы очень щепетильны в этом вопросе и такого не едят.

Общее мнение, что индийская кухня великолепна. Полностью поддерживаю. Вкусно. Готовить умеют индусы. Причем одно и тоже блюдо могут делать совсем по-разному в соседних штатах и даже городах. Короче, тут большое поле для приятных исследований.
Чего индусы делать не умею категорически, так это салаты. Совершенно не умеют.


Есть еще мнение, что в Индии сплошь вегетарианцы. Опять полуправда. Да, есть места, где почти все вегетарианцы, но обычно почти всегда можно съесть курицу, в прибрежных районах идет рыба, а над Калькуттой вообще стоит стойкий запах шашлыков, там едят всё: свинину, буйволов, козлятину. В Гималаях есть баранина. Считается, что мясо индусы готовят неумело. Кроме того, учтите, что холодильник в Индии не необходимая вещь, а роскошь. Какой отсюда вывод? Правильно, курица!

Индийская кухня склонна к сильной термической обработке продуктов, поэтому есть можно без опасений, что там будут какие-то опасные и живые бактерии. А вот посуду могут помыть водой сомнительного содержания. Тем не менее я не помню, чтобы кто-то из моих знакомых отравился, питаясь в ресторанах, кафе, с уличных лотков, в поездах. Порой расстройства желудка были, но в вполне переносимые и неизвестного происхождения. 
Некоторые возят с собой средство от диареи и энтеросгель. На всякий случай.

Телефон, интернет 

Розетки в Индии выдают привычные 220 вольт и 50 герц, поэтому можно брать с собой всю привычную электронику или кипятильники для чая. Розетки правда попадаются иногда кривоватые и стандартный евро-разъем в них ужасно болтается, но так что всегда можно приспособиться. Если не поленитесь, то купите переходник с местного разъема на евро (российский). В Индии они продаются без проблем. С таким переходником вилки не будут болтаться в розетках, искрить и прерывать контакт. Проверено, удобно.

По приезду сразу покупайте местную сим-карту, для этого нужна фотография и копия паспорта с визой. Точек продажи и пополнения счета очень много. Привычных автоматов нет, зато пополнение делают во многих магазинах и лавках. Комплект лучше приобрести там, где много туристов, в глухих местах могут дополнительно потребовать справку из отеля.

Связь очень дешевая, звонки в Россию будут укладываться в 3-7 рублей за минуту. Если приехали группой, то на всех берите симки одного оператора, тогда, скорее всего звонки между вами будут бесплатны. Роуминг также по вполне разумным ценам.

Интернет через сотовый уже подороже чем в РФ, но гораздо хуже, что качество и скорость оставляют желать лучшего. Скажем так: чуть лучше, чем просто ужасно. Последний раз я пользовался Airtel. В Дели интернет просто летал, в провинции было достаточно терпимо.

Три ведущих оператора: Idea, Vodafon, Airtel. Активация карты в течении суток.
Там где много туристов обычно есть "интернет-кафе". Просто комната с компьютерами. Недорого. Почти всегда есть гарнитура для скайпа.
В последнее время всё больше гостиниц и ресторанов с наличием WiFi.

Бюджет

Первое о чём обычно спрашивают: "Во сколько обошлась поездка?". Итак, считаем.
При разумном подходе стоимость авиабилетов "туда и обратно" плюс виза - это 700-800$. Уменьшить эту сумму практически невозможно, если не брать всякие экзотические способы, например, взять обратный билет на 31 декабря, или сидеть на чемоданах в ожидании супер-дешевого билета. Считайте эту сумму вступительным взносом в клуб самостоятельных путешественников по Индии. Смиритесь.
Вторая часть затрат, а именно сколько нужно на саму поездку сказать точно невозможно. Слишком много факторов. Но можно оценить примерно. Поэтому для начала несколько примеров из личного опыта. Разных примеров, в порядке увеличения затрат.
  • Как-то я прожил в Гоа полтора месяца. Когда я оттуда уезжал, денег у меня было больше, чем когда я приехал. Подрабатывал, повезло.
  • Путешествовал по южной Индии, проехал почти три тысячи километров, жил в дешевых и ужасных гостиницах, питался абы как, внутри городов перемещался в основном на общественных автобусах. За месяц потратил 270$. Некоторые тратят еще меньше, например, в наглую, не покупая билеты на поезд.
  • Мой друг с женой за три недели потратили 1400$ на двоих. При этом успели посетить Дели,  Гималаи, Тадж-Махал, Каджурахо,  Вриндаван, Хайдарабад, Хампи и неделю отдохнуть в Гоа. В Гоа успели пройти какие-то аюрведические курсы, массаж ... 
  • В тоже время я знаю людей которые умудрились найти какую-то аюрведическую клинику и только за те же услуги отвалить 800$ с человека. 
Итак, попробуем оценить стоимость одного дня путешествия. Примерно, конечно. Расчет приведен для некоторого "среднего" города. В Дели, Гоа, крупных городах будет дороже, а в некоторых местах наоборот дешевле. Так что делайте свои поправки на маршрут.
Гостиница: одноместный и двухместный номер стоят почти одинаково, так что если есть попутчик, то делите пополам. 20$ за ночь - почти гарантировано горячая, вода, чистая кровать и вообще вполне прилично. 10$ - обычно так себе. Меньше 5$ - грязно и неуютно, душ с холодной водой в коридоре, но некоторые путешествуют со своими спальными мешками.
Подробно о гостиницах ниже.
Транспорт. О том как рассчитать точно затраты на переезды между городами читайте в разделах о поездах и автобусах ниже. Там же есть карта. Проложите маршрут и ориентировочно заложите около 50$ на 1000 км пути. 
Если переезжать ночными рейсами, то можно сэкономить время и деньги на ночевке в гостинице.
Такси - 10$. И это, скорее всего с запасом, если Вас двое или трое, то точно с большим запасом.
Питание: Начинается от 1$ за хорошую порцию риса с овощами и бобовой подливкой в уличной забегаловке. Недорогие фрукты и свежевыжатый сок. Счет за хороший, вкусный обед из нескольких блюд в ресторане среднего уровня обычно в пределах 7-15$. (Ресторан среднего уровня в Индии - это ресторан по внешнему виду хуже нашего, но вкуснее). Вполне реально за 5$ вкусно пообедать. Просто не надо искать место, где едят все белые туристы.
Если собираетесь жить долго в одном месте, то можете поискать жилье с кухней и готовить самим, будет еще дешевле.
Остальное. Входные билеты в музеи и храмовые комплексы Вас не разорят. Самый дорогой входной билет в Тадж-Махал, около 20$. С входными билетами в Индии есть небольшая неприятность: иногда можно бесплатно пройти в интереснейшие места и музеи, а иногда берут приличные деньги за полнейшую туфту. Жулье одним словом.
Добавьте еще 50% на непредвиденные расходы, всякие мелкие траты и получите ориентировочную стоимость поездки. После чего добавьте ту сумму, которую потратить на сувениры, тряпки, ювелирные украшения и прочие подарки.

Куда едем в Индии: Гоа и все остальное

Есть две категории туристов желающих самостоятельно попасть в Индию: те, кто хочет только и исключительно побыть на море-океане и все остальные. Это как бы две почти разные категории. Поэтому вначале "плохие" новости для тех кто любит песок у океана.

Гоа

Самостоятельный туризм в Гоа стал практически бессмысленным, путевки стремительно дешевеют с тех пор, как в Индию частично перенаправили египетский турпоток. Стоимость путевки на десять дней не намного больше стоимости самого перелета, причем в стоимость путевки уже будет включен трансфер с аэропорта, проживание в более-менее приличной гостинице, а может быть даже и завтрак. Я как-то написал способ рассчитать, что обходится дешевле: самостоятельная поездка или через туроператора. У меня почти всегда получалось, что выгоднее по путевке. Можете проверить сами. 

Другое дело, если хочется пожить в Гоа несколько месяцев или например прилететь в Дели, осмотреть еще несколько городов по пути, потом недельку-другую отдохнуть у моря. Тогда дешевле всё сделать самому. Порой намного дешевле. Но тогда надо читать  дальше.
Лучше в первый раз поехать с кем-нибудь опытным, кто "сгладит" знакомство с этой своеобразной страной.

Деньги

Новостей нет, всё банально.
Берите доллары и евро. Самый надежный вариант. Их без проблем меняют в банках и многочисленных обменниках.
Банкоматы присутствуют в изобилии, комиссия за снятие денег вполне терпимая. Самой карточкой в магазинах и отелях лучше не расплачиваться. Впрочем, мало где можно это сделать.
Для снятия наличных выгодным считается Canara Bank.

Дорожные чеки American Express  сберегают нервные клетки в плане сохранности денег, но в поисках места, где их можно обналичить, нервные клетки будут расходоваться.
Если едете в индийскую глушь, то имейте запас наличности. Может так случиться, что не будет ни банкоматов, ни обменников.

В аэропорту почти нормальный курс обмена, но там есть подвох - сверху берут одноразовую комиссию за обмен. Поэтому меняйте совсем немного, чтобы хватило на первое время.  А если прилетели дружной компанией, то обменяйте деньги всех за один раз, чтобы оплатить комиссию только один раз.

Если вдруг останетесь без средств, то можно попросить друзей или родственников переслать Вам деньги по Western Union. А вот наоборот не получится. В Индию легко переводятся деньги, а обратно почти никак.

Важно: и Индии реально сильна кибер-преступность. Старайтесь как можно меньше пользоваться пластиковой картой в магазинах. Деньги снимайте в банкоматах при банках. При оплате через интернет соблюдайте все меры предосторожности: пользуйтесь подтверждающими смс, виртуальными картами. Обратитесь за консультацией в свой банк.

Жулики, воры и полиция

Вероятность того, что полиция ни с того, ни с сего начнет приставать к Вам, проверять паспорта, ничтожна мало. Никто ни разу не жаловался. А вот тех, кто попался на наркотиках видел. В тюрьме они, конечно, пользы никакой для страны не представляют, а вот их деньги для служащих полиции очень даже нужны. Так вот, этих попавшихся с гашишем товарищей обобрали до нитки.

Наркотики могут предложить прямо на улице, но учтите, что по закону провокаторы в Индии вполне легальны. Тем не менее, в Индию каждый год едут желающие приобщиться к наркотикам. Поэтому прежде чем покупать у первого попавшегося продавца попробуйте разузнать у других европейцев где и у кого брать. Лучше чтобы на Вас сто раз посмотрели, как на идиота белые сограждане, чем один раз как на человека разумного, но полицейский.
Теоретически если к если к Вам есть претензии полиции, неважно виноваты Вы или нет, то надо известить родных, чтобы они названивали в консульство Индии и писали бумажки в МИД с требованием вмешаться в ситуацию, что в принципе актуально для любой страны.

Мнение о том, что в Индии воруют на каждом углу, является некоторым преувеличением. Эпицентр жулья и ворья там, где много туристов. Просто не покупайте "драгоценные сапфиры" с рук, не надо показывать, что у Вас с собой много денег и ценных вещей, заведите нательный кошелек, будьте внимательны и всё будет хорошо.
Правильная тактика ношения денег такая: должно быть два кошелька. Первый с основной суммой и документами. Он должен быть или нательный или до него надо долго и сложно добираться, даже Вам. Второй, с небольшой суммой, которую предполагается потратить за день.

По мере удаления от любимых туристами мест становится всё лучше, можно расслабится, в разумных пределах, конечно.

Нищие в Индии - это профессиональная каста вымогателей. Они настойчивы и навязчивы невероятно. Могут идти за Вами, что-то бормотать, хватать за руки несколько десятков метров, невероятная наглость в выпрашивании денег. Кричать на нищих, отмахиваться почти бесполезно, надо просто продолжать идти делая вид, что не замечаете приставаний, пока к Вам не потеряют интерес. Если нервы все же не выдержали, то орать надо по настоящему и зло, иначе крики лишь подогреют интерес к вашей персоне.

Не покупайтесь на всякие истории. Обычная разводка, когда маманя с грудным ребенком говорит, что денег не надо, а просто купите её ребенку молока. Как только молоко будет куплено и Вы уйдете, то пакет сразу же будет возвращен в магазин, а деньги поделены.
Если очень хочется помочь, то подавайте настоящим калекам, каких на улицах Индии хватает. Как ни странно калеки в отличие от профессиональных нищих улыбчивы, приветливы и по настоящему благодарны.
Статья для девушек, которые хотят поехать в Индию самостоятельно

Первый самостоятельный прилет в Индию

Если не брать в расчет редкие исключения, то в Индию попадают прилетая либо в Дели, либо в Гоа, в зависимости от сезона, толщины кошелька и желания повидать определенные места.

Гоа

Тут всё просто.

  • Выбираете заранее место, пляж, где хотели бы жить. Я знаю четыре варианта. Арамболь: место скопления туристов из РФ. Весело, шумно, демократично, много всяких интересных странных личностей. Разумные цены. Морджим: публика побогаче и попроще. Агонда: потише, поспокойнее.  Гокарна: вообще-то это не Гоа, а уже соседний штат. Здесь есть хорошие пляжи, но тихо, спокойно, цены существенно ниже. С помощью интернета найдите себе подходящее место.
  • В аэропорту садитесь в такси и едете в выбранное место. С автобусами потом успеете ознакомится, тем более из аэропорта мало куда можно попасть прямым автобусом, надо делать несколько пересадок, а наверняка будет много зимних вещей с собой. На первые день-два можно забронировать гостиницу, потом найдете другую или приживетесь в заказанной. Обязательно бронируйте номер в двух случаях. Приезд глубокой ночью, тут могут быть проблемы с поиском. В этом случае обязательно гостиница должна быть на вид более менее приличной и большой, иначе Вы никого из персонала не найдете и не разбудите. И если приезжаете в районе Нового года. Не то чтобы найти место для жилья будет невозможно, но зачем Вам лишние нервотрепка и хлопоты в праздник?
Потихоньку обживетесь, поймете что к чему и всё будет хорошо.

Дели

Дели это большая тема. Для первого посещения Дели есть отдельная статья.

Багаж или что брать

Конечно, могут быть веские основания путешествовать с грудой чемоданов, но я расскажу, как предпочитаю я. А брать много вещей есть смысл, если собираетесь всё время провести на одном месте.

Прилетаете в Индию, ищите, куда пристроить все зимние вещи. Гостиницы в Дели достаточно охотно идут на такие услуги, берут символическую плату. После этого в рюкзаке остается: один сменный комплект нижнего белья, полотенце и предметы личной гигиены. Кроме того, в сумке может быть второй комплект брюк и футболки, ноутбук и путеводитель. Это всё.

По мере переезда из города в город покупаете местную прикольную одежду, специи, сувениры ... второй рюкзак, третью сумку... Мне кажется, я доходчиво объяснил. В теории часть новоприобретенных  вещей можно отправить домой почтой.

Изначально с собой надо брать одежду, которую не жалко, это раз.  Белое и однотонное лучше не брать, потому что стирать придется каждый день. В идеале хорошо приобрести в Индии что-нибудь цветастое, так чтобы грязь была не заметна. Но с другой стороны никого там не интересует, во что Вы одеты. Европейцы ходят там порой в немыслимых одеяниях, в который и в Европе в цирк не пустят.

Начиная от широты Гоа и южнее, не понадобится ничего теплее сандалий, брюк и рубашки. Севернее может быть зимой прохладно, вплоть до снега в Гималаях. Дождь с ноября по май явление редкое. Изучайте климат выбранного района в википедии. 
Рекомендую иметь небольшой фонарик. Освещение на улицах местами может отсутствовать, к тому же иногда просто отключают свет во всем городе.
Чемодан на колесиках не слишком удобен. Асфальта местами толком нет, а грязь есть.

Если Вы прилетели с грудой зимних теплых вещей, то есть смысл оставить их на хранение. Почти во всех отелях Мэйн-базара Дели можно оставить  лишние  вещи на время путешествия, обычно стоит эта услуга совсем недорого. Если ваш отель отказывается принимать вещи, то просто зайдите в какой-нибудь по соседству

Английский язык

Свободный разговорный английский это, безусловно большой плюс. Некоторые так и говорят: "Я бы поехал, но английского не знаю". 
Сам я в школе учил немецкий, а когда поехал в Индию в первый раз, то самостоятельно полтора месяца изучал английский по самоучителю, причем без аудиозаписей, то есть, как произносится правильно слова не знал. Представляете, как я говорил!? А понимал то что мне говорят в ответ?! Понимал процентов десять от силы. Это было жуткое мучение. Причем для индусов, которые с трудом понимали, что же я хочу сказать. Еще сложнее им было объяснить что-то мне. Ничего страшного не случилось. Путешествовал один по Индии, без попутчиков.

Но это не конец истории. В той первой поездке мне встретилось два путешественника, которые вообще не знали ни слова по-английски! Причем одна из них женщина пенсионного возраста! Немного наглости и язык жестов их выручали. Те несколько дней, что мы провели вместе я, со своим полуторамесячным курсом английского, был у них переводчиком!
Так что было бы желание.

Маршруты или куда поехать в Индии

По идее эта тема должна быть первой. Но я просто не знаю, что тут написать. Индия очень большая, поездом с самого юга на север три дня ехать. И везде интересно. Так что месяца не хватит на осмотр только самых известных мест. Да, и два не хватит. Кто-то месяцами торчит в Гоа, а кто-то путешествует по Гималаям или пустыне. Есть любители индуизма, а кому-то нравится бывать там, где жил Будда. И всего этого и еще намного больше в Индии полным полно.

Еще можно пролистать атлас индийских дорог, который выложен выше. Там к каждому штату приложен  список наиболее интересных городов, и даже есть немного фотографий. А в самом начале атласа есть список рекомендованных городов для посещения.
Поэтому покупайте путеводители, изучайте википедию и  сами решайте куда поехать и в какой климатический сезон. Учтите, что на юге очень жарко начиная с марта.  В Гималаях до апреля, наоборот холодно. С июня жарко и дожди.

Главное, что не надо делать, так это читать "универсальные туристические сайты про всё на свете". Эти сайты сделаны для заработка с рекламы, а не для того чтобы предоставить нужную путешественникам информацию. 100% статей там пишется людьми, которые никогда не были в описываемом месте, просто скомпилирована из разных источников и обычно бесполезна.
Открою секрет: у меня есть знакомая, которая на заказ для одного туристического сайта пишет статьи на заказ, про города и отели. Сидит дома, посмотрит карты гугла, википедию, вот и готово "руководство для туриста". Оно Вам надо?

В интернете полно блогов людей, которые много путешествуют и хорошо знают Индию. На некоторых таких авторских сайтах можно узнать про интересные места, а некоторые авторы делятся подробной технической информацией: как добраться, где жить, что посмотреть. В то же время информация с сайтов "про всё" часто по факту оказывалась бесполезной или вредной. Кстати, реальным авторам часто можно написать и спросить уточняющую информацию.
Немного полезной информации по интересным местам для посещения есть у меня на этом сайте. Правда я почти не выкладываю технической информации, в основном у меня описаны личные впечатления. Но как минимум можно понять, интересно ли Вам будет конкретно это место.


Маршруты на две недели
Тур по Гималаям и тур по северной Индии.

P.S.  Вроде все основное изложил. Если что-то упустил или напутал, пишите, буду исправлять и дополнять.

Предупреждение для тех кто еще не был в Индии (Гоа не считается)

Небольшая история от моего друга.
Он гостил у своего друга-индуса, а собравшись поехать дальше купил билет на нужный ему поезд. Билет увидел его друг-индус, который попросил быть очень внимательным и осторожным именно в этом поезде.
Мой русский друг бросил в ответ, что он уже десять лет путешествует по Индии,  уже знает всё нюансы и тонкости, и что с ним ничего плохого случиться не должно.
В ответ индус печально улыбнулся и сказал: "Я рожден в Индии, и  то постоянно попадаю в глупые ситуации".

С одной стороны самостоятельно рвануть в Индию не  сложно, особых знаний для этого нужно не так уж и много, для этого и пишу. А вот опыт нужен, и он приходит по мере пребывания в этой чудесной стране. Поэтому не отчаивайтесь, если что-то идет совсем не так и не по плану. Зато потом будет веселее вспоминать.

Удачи Вам в Индии!

Моё видео с того самого Мэйн-Базара

Разница во времени

Комментарии

  1. Как снова съездил) Воспоминания нахлынули! Поеду 4.03.14 обновить впечатления!

    ОтветитьУдалить
  2. Привет! Собираемся ехать в Индию в первый раз. Прочитали несколько статей здесь про Индию. Написано интересно и понятно! Теперь более уверены и вооружены знаниями! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и как получилась поездка в сумме впечатлений?

      Удалить
    2. Марат спасибо за сайт ,собираюсь с женой на неделю после нового года в Индию посоветуйте маршрут без моря можно.Был опыт самостоятельного путешествия в ЮВА Китай-Сингапур-Малазия

      Удалить
    3. Спасибо
      Неделя это мало. В горы холодно.
      Если прилет в Дели, то это Дели-Джайпур-Агра-Вриндаван.
      Расстояния небольшие, если бюджет не жмет, то можно и на такси, но до Агры поезд может быть быстрее, да и ночью можно проехать (часть ночи ))))
      Этот маршрут хорош, тем что он замкнут в кольцо и насыщен.
      Ответвления типа Ришикеша или Каджурахо съедят время, значит будет суета и беготня.
      Если прилет в Гоа, то съездите в Хампи обязательно. Больше не представляю, что там можно сделать без суеты и быстро, там расстояния до интересных мест больше. Еще Гокарна, остальное что помню все не рядом.
      Удачи

      Удалить
  3. Уважаемый автор! Ваша статья очень познавательна и написана на столько доступно и понятно, что вселяет надежду в тех, кто собрался в путь к Индии !!!
    Но у меня возник ряд вопросов, которыми я бы хотела с вами поделиться и по возможности получить на них не просто ответы а советы с пожеланиями!��
    Дело в том , что меня отправляют на стажировку в Калькутту (Колката) на 45 дней! Билеты и визу я уже получила. Теперь осталось забронировать отель. И тут немного я растерялась. Посмотрела два сайта : booking.Com и Airbnb(один сайт гостиниц второй квартиры)хочется комфорта и спокойствия в данной поездке. Кстати в поездку я собралась с супругом, так как боюсь одна ехать в эту действительно экзотическую страну. Еще хотелось бы взять с собой 9 месячного ребенка, но в данный момент раздумываю стоит ли.
    Так вот вопрос вот в чем: гостиницу лучше бронировать или квартиру? И еще один финансовый вопрос: так как стажировка оплачивается то естественно хочется где то сэкономить�� я бы хотела забронировать гостиницу или квартиру по одной цене (например 39 долларов) а по счет фактуре с чеком указать больше (например 60-65 долларов) возможно ли такое в Индии? На сколько этот народ относится к таким вещам��

    Буду рада если вы ответите мне������


    С уважением Линара

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Линара
      Вот только непонятно кому отвечать, вопрос то анонимно задан )))
      Квартира однозначно будет дешевле на длительный срок, вот только не уверен, что дадут документы. Не знаю будут ли мухлевать гостиницы с документами, но попробуйте дать денег, думаю сработает )))
      Калькутта мне понравилась, но похоже именно там не очень хорошо с инфекциями - повышенная влажность и очень мясоедский город, примите к сведению.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Собираюсь поехать в Индию в марте 2016. Как там можно подрабатывать, например на Гоа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Часть гестхаусов целиком снимается русскоговорящими на долгий срок с целью перепродажи номеров и услуг. Они порой по разным предпочитают русскоговорящий персонал. Можно поискать.
      Я в свое время делал массажи, но клиентов придется искать, там хватает конкуренции. Много курсов обучения, но чтобы их организовать нужна хватка.
      Слышал от одного завсегдатая Гоа, что индусы сильно прижали фрилансеров, требуют рабочей визы и полиция докапывается. Этот знакомый раньше работал гидом в Гоа, теперь не берут.
      Работа там есть, но там есть и много людей совсем без денег, готовые на всё, так что опять же конкуренция большая )))

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить


  8. Марат доброго дня!
    Благодарю Вас за доходчивый мануал по Индии.
    Лечу впервые самостоятельно в марте (был опыт подобного путешествия по Шри-Ланке).
    Маршрут с 14 марта по 25 марта такой

    Дели - Агра - Гайя - Варанаси - Дарджиллинг-Дели (вылет в Мск в 5.10 25 марта).
    Не слишком убийственно?

    Очень неудобное время прилета в Дели - 23.50. И именно отсюда начинаются сомнения - ехать утренним поездом в Агру - быстренько в Тадж Махалу и дальше в Гайю или ждать утреннего поезда до Гайи из Дели и оставлять Агру на конец путешествия, но перспектива днем трястись в поезде не радует. Склоняюсь к прогулке в первый день по Агре и отъезду вечером оттуда прямиком в Гайю. Но не могу найти информации о поездах из Агры до Гайи.
    Буду благодарна за совет)

    Анна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анна

      Маршрут содержит не так много мест для 10 дней, но сильно растянут в пространстве. Если бы я ехал таким маршрутом, то начал бы с Дарджилинга (кстати, а где Калькута?). Причина проста - если что-то пойдет не по плану, то в дели проще будет найти способ вернуться из Агры или Гаи, чем из Дарджилинга. Учитывая, что праздник Холи будет 23-24 марта, то у Вас есть все шансы застрять в эти дне. Найдите у меня на сайте про Холи, я там описываю как это выглядит без романтики.
      Поезд ищите от Agra Fort станции. Я нашел минимум два поезда до Гаи.
      У Вас билеты на поезд уже на руках будут?

      Удалить
    2. Спасибо, Марат! Пересмотрю вариант с Калькуттой. Просто хотелось не один день побыть в Варанаси.
      Билеты планирую купить, конечно, заранее, но кажется, для этого нужна сим-карта индийская.

      Удалить
    3. Раньше была нужна, но всё меняется, надо пробовать. На официальном сайте железных дорог Индии появился раздел по онлайн продажам билетов.
      Еще в последнее время появились посредники из РФ, но дерут за услуги безбожно. Но Вам от них нужны билеты только на первые одну-две поездки, то есть на первую неделю. Дальше уже почти всегда есть свободные места, можно будет купить на месте.

      Удалить
    4. Поищите в гугле как правильно региться(получить Mobile OTP) и покупать билеты на поезда через Cleartrip. Пару дней борьбы с индийской бюрократией и сможете покупать билеты на ж/д онлайн.

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марат. Спасибо за статью, очень понятно и содержательно. Мы запланировали наше путешествие в Индию на начало февраля. Хотим тщательно спланировать маршрут (в связи с режимом жесткой экономии :)) есть примерные наброски. Не могли бы Вы нам порекомендовать, сколько дней стоит задержаться в том или ином городе. Нужно для планировки ночёвок в пути или в городах. Ниже маршрут:

      Дели-Джайпур-Агра-Фатехпур-возврат в Агру-Гвалиор-Вриндаван-Дели-Гоа.

      Наше путешествие рассчитано на 2 недели, из которых дней 5 хотим посвятить Гоа.

      Удалить
    2. Добрый день!

      Так это зависит от города, личных особенностей и дотошности )))
      Дели - можно быть долго, но там шумно, грязно - хочется сбежать.
      Джайпур - хотя бы дня два, есть что посмотреть, город приятный на "ощупь".
      Агра - посмотреть Таджмахал и уезжать, можно проездом просто.
      Фатехпур,Гвалиор - не был, не знаю.
      Вриндаван - дело пристрастий, можно и больше двух дней, оттуда можно вылазку в Агру сделать просто.
      Рекомендация Дели-Вриндаван (Агра) - Джайпур - Гоа

      Удалить
  10. Большое спасибо, Марат. Пересмотрели наш маршрут и сделали меньше Агры :)

    ОтветитьУдалить
  11. Наталья Сергеевна24 ноября 2016 г. в 19:05

    Добрый день!С удовольствием прочитала статью.В 2012-2013 зимой путешествовала самостоятельно от востока до Кералы.Теперь хочу через ГОА вверх на север доехать до Ратнагири.Времени много,я пенсионерка, все хочется бюджетно. Боюсь ж-д, лучше автобусы.Что посоветуете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда самолет ))) Автобусами всё же долго будет. Бюджетно автобусами не будет, поезд дешевле выходит, да и минус две ночевки, это минимум.
      Купите билет на самолет сильно заранее, они тогда бывают иногда очень дешевые.
      Еще есть вариант поезд, но первый класс.

      Удалить
  12. Марат, здравствуйте!
    А возможно ли взять на прокат авто? Целесообразно ли? Стоимость?

    Спасибо!
    Анатолий

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Везде можно ))
      Но в Индии левосторонее движение и местами очень странное ))
      Никто из моих знакомых не испытывал желания взять машину в Индии напрокат. Обычно такси, иногда аренда машины с водителем. Другое дело байк в небольших поселках - это популярно.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Марат. Спасибо за статью! Собираемся в Индию в феврале,хотим поехать дня на 2-3 в Гималаи. Подскажи как лучше доехать и где остановиться.

      Удалить
  13. день добрый товарищи, я тут неделю назад вернулась из самостоятельного путешествия по Индии, и хочу всех предупредить, что примерно до конца весны 2017 г, по все Индии попадос с деньгами. Государство изымает старые купюры и вводит новые и тут срабатывает логика индусов))) в среднем за доллар дают 61 рупий (аэропорт Индира Ганди), в самом Дели (мейн Базар) 55 рупий, Агра 55 рупий, ГОА Арамболь 60-61 рупий. С карты снять очень сложно, в очереди 1,5-2 часа, максимальная сумма для снятия 2000 рупий + комиссия 200-300 рупий и еще не факт, что деньги на вас не закончатся. Вывод берите наличные доллары только по 100 ( мелкие они не хотят принимать или меняют еще более заниженным курсом) . Если ГОА Арамболь есть в маршруте, лутше меня там, Т.к. если к обмену долларов 200-300 единовременно, можно выторговать по 62-63 рупия.

    ОтветитьУдалить
  14. еще не большое дополнение, оплатить картой гостиницу, товар, расплатитьтся в кафе то же сложно, проходит только в дорогих заведениях. и следите что бы вам не подсунули старые тысячные и пятисотки, они ни где не принимаются, рваные, заклееные денюжки то же не кондиция))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подтверждаю, что картой мало где можно расплатиться. А вот деньги с карты снять не проблема. Но лучше это делать в банкоматах при банках, там часто даже охранник сидит, который смотрит, чтобы хакерский кардридер не установили.

      Удалить
  15. Спасибо!Много полезной информации!2 года подряд езжу в Индию. В этом году ездили с девушкой через Алмату (билеты до Дели обошлись в 15000 туда обратно), дальше Агра-Братпур-деревня где выращивают горчицу-Аджмер-Пушкар(Camel Fair)-Джайсальмер-Пустыня Тар(граница с Пакистаном)-Мумбаи-Гоа-Дели-Ташкент-Алмата-Семипалатинск-Рубцовск-Барнаул. Надо сказать, что поездочка выдалась та ещё. Но очень полезна в плане опыта. Денег в самой Индии почти не тратили, а даже умудрились немного заработать. Жили по каучсёрфингу, Передвигались в дженерал классах бесплатно по всей стране, но потом карма взяла свое и мы опоздали на самолет в последний день визы)))) Еле выбрались из страны. Местный путешественник рассказал ещё одну фишку как делать фэйковые билеты на поезд!=)

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый день, Марат! Собираемся в Индию по местам Будды+ Ришикеш. У нас будет 20 дней на это путешествие. Хотим посетить места: Варанаси + Сарнатх, Бодхгая, Раджигир, Кушинагар, Ришикеш. Передвигаться планируем на поездах и автобусах. Помогите, пожалуйста, правильно выстроить маршрут, чтобы максимально снизить время на переезды

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день Наталья!
      А что тут особо думать, всё кроме Ришикеша рядом. Доезжаете на удобном поезде из Дели в Горакхпур, потом в Варанаси есть поезд из Горакхпура, из Варанаси в Гаю, и обратно в Дели. Или по наличию билетов (ночного сна) в другом порядке. По идее и автобусы должны быть между этими местами, но поезд быстрее и удобнее.Жарко уже будет.
      Ришикеш лучше оставить на потом, он рядом с Дели, лучше вернуться заранее к самолету поближе )))

      Удалить
    2. Спасибо большое за ответ! Первый раз самостоятельно планируем ехать в Индию)

      Удалить
    3. За 20 дней без нервотрепки успеете всё объехать, времени достаточно. Обратный билет в Дели обязательно берите заранее, может не оказаться на месте.

      Удалить
  17. Всю жизнь успела страсть побывать в стране колорита с их песнями и красками , но опыта путешествий у меня мало .В августе можно ли отдохнуть в Гоа на пляже. И проколесить хоть кусок Индии и побывать в разных городах. Хочется прочувствовать истории и рассмотреть колорит .Но как выстроить маршрут .Как получить визу и многое иное не известно помогите. СПАСИБО

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Август плохое время
      Остальное почтой выслал

      Удалить
  18. Здравствуйте!Посоветуйте пожайлуста, могу ли я поехать в Индию впервые одна ...самостоятельно? Мне 64 года...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я же не знаю куда, на сколько, состояние здоровья и знания языка. От всего зависит

      Удалить
  19. Очень хорошая статья. написано доступным языком. не зная Марата, я очень ему благодарна за заботу о людях. Все скопировала, буду читать и читать пока полностью не запомню. Все советы нужные, поэтому не могла что-то отсюда срезать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Удачного путешествия. Немного может что-то отличаться от штата к штату, но в общем примерно так и выглядит. И опыт, конечно, нужен, одно дело прочесть, другое дело столкнуться с реальностью.

      Удалить
  20. Здравствуйте Марат.Подскажите пожалуйста как мне составить маршрут(прибуду в Дели.у меня 10 дней.Хочу посетить Агру.Бодхай.Джайпур.Ришикеш.может ещё какие по рекомендуете.) Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте! Как правильно составить маршрут Дели-Джайпур-Агра-Варанаси-Кералла Кочин,Варкала-Гоа-Мумбаи-Дели. На все месяц в январе. Спасибо! Александр

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопрос не в маршруте, а как и на чём планируете перемещаться и нужно ли вообще столько перемещений в первое путешествие, которое судя по маршруту чисто тусовочное. Варанаси может оказаться неудобной веткой. В Мумбаи был лишь проездом, но друзья говорят, что нечего там делать.

      Удалить
  22. Добрый день, Марат! Отличная статья, спасибо большое. Хочим с подружками полететь в марте на Гоа отдохнуть, но и посмотреть Тадж охота. Подскажите, пожалуйста, можно ли из Москвы прилететь в Дели, там день и отлет на Гоа. А после отдыха из Гоа обратно в Москву? Где-то читала, что прилетать и улетать из Индии надо из одного и того же аэропорта?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Я и мои друзья прилетали и улетали из разных аэропортов. В моей последней визе ограничений не видел.
      В марте, особенно в последних числах, может быть жарко и влажно.

      Удалить
  23. День добрый Марат, подскажите пожалуйста а если брать байк и путешевствовать самостоятельно ? какие опасности и стоимость примерно одного мота

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Опасности нет, кроме как на повороте по привычке повернуть в правый ряд навстречу автобусу или грузовику и при удаче улететь в колючий кустарник.
      Некоторые путешествуют, но редко, тех кто улетал встречал.
      Не знаю какие сейчас цены, раньше рупий 300 в день было.

      Удалить
  24. Здравствуйте, собираемся лететь всей семьёй на Гоа через месяц. Скажите, имеет смысл задерживаться в Дели или сразу на Гоа лететь. И если есть смысл подскажите, пожалуйста, куда рекомендуете сходить?!

    ОтветитьУдалить
  25. Марат, Добрый вечер. Спасибо за статью. Подскажите пожалуйста как лучше из Дели доехать до гималаи и где там лучше остановиться. Хотим полететь в феврале. И очень хочется посмотреть Гималаи. Дня 2-3 в Гималаях хватит?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Некорректный вопрос. Гималаи большие и места там разные, в большинстве мест в феврале будет прохладно весьма, особенно вечером, отопления не везде.
      2-3 дня на осмотреть одно из мест в Гималаях хватит )))
      Пишите лучше в ВК, я там быстрее отвечу

      Удалить
  26. Про лягушку обхохоталась! В жизни ещё, кажется, так не смеялась. В целом много полезной информации. Спасибо.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Купить раба/рабыню:сюрпризы российского рынка рабов

Гокарна - там где родился Шива

Лучшие в мире бананы