Два храма в Бангалоре

Бангалор и неудачник

Бангалор почему-то лично для меня был проклятый город. Вначале я умудрился перепутать Мангалор с Бангалором на карте. И вместо одного города приехал в другой. Этот и другие случаи моего топографического кретинизма описаны здесь.

Потом Бангалор стал для меня транзитным пунктом с восточного побережья Индии на западное. Для этого мне нужно было соответственно перебраться с западного автовокзала города на восточный. Сразу по прибытии в город я отведал самый лучший какой только пробовал сок сахарного тростника. И даже начал подумывать остаться в Бангалоре, но вначале съездить на разведку на восточный автовокзал. Микроавтобус между автовокзалами, который курсировал между вокзалами, напоминал старую консервную банку. Консервную потому что нас набивали туда как селедок в бочку. В конце концов я уселся на чьи-то сумки, на одно плечо на меня был поставлен чей-то рюкзак, а на другое облокотился индус. зато я ехал сидя.
А старую консервную банку автобус напоминал, потому что металлургия в Индии была известна еще до нашей эры, в которой судя по внешнему виду автобус и собрали. Почему он не развалился пополам, когда мы в него уселись, до поры до времени оставалось загадкой для меня.

Примерно через три минуты после начала движения из дырки в днище появилось немного сизого дыма, потом его стало больше, а потом дым повалил совсем густо. Мои страхи, что сейчас водитель остановит автобус, нас всех высадят, а мне придется искать другой способ добраться до вокзала, к счастью, не оправдались. Индусы кашляли, глаза их слезились, они показывали пальцем на струю дыма и радостно смеялись. Водитель же даже не обернулся, похоже что салон в его автобусе заполняется дымом во время езды уже не первый месяц. Зато я решил, что Бангалор похоже не приносит мне счастья, поэтому на западном автовокзале купил билет и уехал в Путтапарти.

В третий раз я приехал в Бангалор уже не один. Автобус прибыл утром, но в отличие от предыдущего раза уехать сразу не получалось - билет в нужный город был только на вечер. Как-то надо было занять день.

Первое, что вспомнилось, так это наличие в Бангалоре картинной галереи Рериха. Водитель моторикшы, которого мы остановили и спросили, о том довезет ли он нас до выставки, согласился мгновенно, сообщив что место ему знакомо. После небольшой торговли мы сели на сиденье драндулета, а водитель начал выяснять адрес галереи. Поскольку по улице ходили такие же "умники и любители Рериха", то ему не могли подсказать даже направления. В конце концов водитель уселся на своё место, запустил двигатель, медленно поехал вдоль тротуара выясняя с индусами идущими в одном направлении с нашим, где же, хотя бы примерно, находится галерея Рерихов. Мы спокойно и безмолвно сидели на заднем сиденье моторикши.

В Индии мы не первый раз и даже не первый месяц. О сумме оплаты мы договорились, свободное время у нас до вечера. К чему спешить и ругаться?, а не посмотреть на очередной спектакль одного актера?  Следующий водитель точно также скажет, что знает адрес, потом станет его выяснять, а цена за дорогу в неизвестно куда возможно будет дороже.

В конце концов наш водитель хотя бы узнал направление движения. Минут через десять мы прибыли в целевой район, водитель опять снизил скорость, и еще через минут десять опросов прохожих и кружения по району, мы прибыли к галерее.
Бангалор проклят для меня! Был выходной день!

Зато были открыты залы с работами современных индийских художников. На всех картинах на всякий случай были ценники. Не скажу что я был поражен искусством, но проклятие между мной и Бангалором было развеяно. Дальше всё стало налаживаться. Пусть и не сразу.После просмотра работ индийских художников мы решили посмотреть интернет, для контраста, а заодно узнать чем еще можно себя развлечь в Бангалоре. Недолгое копание во всемирной паутине сообщило нам, что в городе есть храмы Шивы и Кришны. Начать решили с Шивы

Храм Шивы

.Статуя Шивы в Бангалоре
Статуя высотой этажа в три-четыре. Справа внизу на фото есть пара индусов для определения масштаба.А если посмотреть вверх-влево, то можно увидеть как за статуей, среди красивых камней, на веревке висят и сушатся чьи-то штаны, футболка и еще какое-то бельё.

Вначале я думал, что проклятие продолжает действовать. Дело в том, что хотя новый водитель довез нас быстро, ни с кем по пути не советуясь о маршруте, но высадил на странной улочке, со старыми и обшарпанными домами. Никаких признаков наличия солидного, судя по обещаниям, храма или статуи Шивы. А статуя как видно из фотографии весьма приличной высоты. Я решил, что нас привезли в какой-то район города, высадили, взяли денег, а водитель быстренько уехал, пока мы не сообразили что к чему.

Но всё оказалось хорошо, местные жители показали узкий проход через дома ведущий прямо к храму. На территорию храма зайти можно было бесплатно, но на входе достаточно навязчиво предлагали купить билет на обряд за 20 рупий или абонемент на все обряды за 100 рупий (примерно 2 доллара). Поначалу мы стали отпираться, а потом решили гулять на все.
Абонемент представлял из себя ребус, на небольшом клочке бумаги были нарисованы десять картинок. Мы долго вращали наши супер-пропуска в руках, не зная, что c ними делать, пока не увидели дым. А одна из картинок как раз представляла из себя костер.
жертвенный костер в храме Шивы в Бангалоре

Оказалось, что нужно подойти к брамину ответственному за жертвенный костер, показать пропуск, брамин ставил штампик в абонементе и выдавал связку дров, точнее сучьев, которые полагалось бросать в огонь. Иногда к костру подходил сам брамин, бросал туда зерно и поливал маслом, отчего костер выдавал приличное количество дыма.

Дальше начался квест, мы шатались по храму в поисках оплаченных обрядов. Запомнился проход по пещере в скале окружающей храм. Внутри узкой, извилистой и длинной пещеры стояли раскрашенные статуи индийских богов, макеты других знаменитых храмов Индии и непонятные механические сооружения, которые двигались, пыхтели, скрипели. Что это было не знаю, но в темной, плохо освещенной пещере, в окружении цветастых статуй демонов всё это более чем настраивало на мистический лад.
А еще в пещере была такая штука.
ледяной лингам и коровье вымя в храме Шивы в Бангалоре
Это ледяные сосульки, символизирующие вымя коровы. С тающих сосулек вода капает на большую сосульку, которая символизирует член Шивы. Такая вот национальная индийская атрибутика.

Выйдя из пещеры, можно поставить штампик на абонементе у очередного брамина, который выдаст чашку с молоком. Молоком положено полить еще один символический член Шивы, на этот раз уже каменный. Там даже очередь есть к члену правительства богов Индии.
поливание молоком лингама
Вот так мы и ходили от одного аттракциона к другому, причем три из них так и остались не посещенными, потому что мы их попросту не нашли, пока бродили по территории храма. Но главное удовольствие в этом храме предоставляется совершенно бесплатно - это возможность посидеть на теплых мраморных плитах храма, издалека смотреть на прекрасную статую Шивы. Главное при этом правильно выбрать место, так чтобы иногда статую слегка закрывали клубы дыма от жертвенного костра.

В храме царит приятная и ленивая атмосфера. Индусы так же как и мы подолгу сидели на мраморе, греясь под теплым, еще не палящим, январским солнышком.
А еще статую Шивы окружает бассейн. Если показать абонемент, то брамин выдаст плавающую свечу, которую надо опустить в воду и смотреть как она плавает среди множества других. Полный релакс.

Храм Кришны

Здесь в отличие от релакса храма Шивы есть активность и суетливость. Для начала здесь народу в десятки раз больше чем в предыдущем храме. Попросту толпа.

В отличие от храма Шивы, куда мы беспрепятственно прошли со своими рюкзаками, в этом храме необходимо было сдать всё! С вещами не пускали в принципе, ни с какими. Мы минут пять стояли, думали стоит ли рисковать. Перед нами стоял выбор: или бесцельно и тоскливо до вечернего автобуса бродить по закоулкам Бангалора или возможно интересно провести время, оставшись потом без ценных вещей. Скука вещь невыносимая, так что я сдал свой ноутбук, купленный всего месяц назад, а Игорь тысячедолларовую фотокамеру. Индус при гардеробе в обмен нам выдал жетончики с номерами вешалок, где остались висеть наши вещи. На обратной стороне жетона было написано, что если вещи пропадут, то ответственности администрация не несет, на все воля Кришны.

Больше всего я переживал за шлепки, которые тоже были сданы на хранение, поскольку войти в храм можно только босыми. И если бы у меня сперли ноутбук, то я бы, конечно, очень расстроился. Но если бы заодно пропали шлепки и мне пришлось бы бродить босым по Бангалору, то я бы пришел в полное отчаяние,

Примерно поэтому у меня нет фото храма Кришны. Пришлось стащить в Википедии. Но там не рассказывается, что творится в храме.
храм Кришны ночью

После того как мы сдали вещи, нам показалось, что можно расслабиться, побродить по храму. Как бы не так! Туда надо было еще попасть.

Внутрь храма вели две извилистые дорожки. На каждой из них в ряд лежало 108 квадратных плит, размером примерно 40х40 сантиметров и с расстоянием между ними около 15-20 сантиметров.

Суть дела такова. Первым делом надо было встать на первый камень. В то же время по динамикам брамин неспешно читал мантру "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе".Как только мантра зачитывалась до конца, то можно было сделать шаг на следующий камень. Это синхронно делало 108 человек и 109-й вставал на первый освободившийся камень. В принципе мантру положено напевать вместе с брамином, но я заметил, что некоторые из индусов для вида только шевелили губами. Не важно поешь ли ты мантру или нет, но когда сходишь со 108 камня уже внутри храма, то чувствуешь себя уже немного одуревшим. Но в общем забавно.

После такого изощренного религиозного метода падания внутри храма ожидаешь, что внутри будет тишина, покой, молитвы, мистические обряды.

Внутри храма действительно очень красиво. Там приятно посидеть, посмотреть на украшенные золотом стены и потолок, искусную резьбу. Храм не зря имеет репутацию одного из самых красивых. Но в тоже время треть зала выделена под торговлю книгами и какими-то религиозными сувенирами. Соответственно куча людей стоит у лотков, толкаются, гомонят. Так что в отличие от храма Шивы здесь нирвана недостижима.

В общем долго сидеть в храме, несмотря на красоту зала, не захотелось. Но оказалось, что обратной дорогой идти нельзя, а надо спускаться через внутренние помещения храма. Там оказалось продолжение базара. Два этажа заполненного всевозможным товаром на тему Кришны! Всевозможные четки и побрякушки - это еще можно понять. Но там были комиксы с Кришной для детей, пищащие и закрывающие глаза куклы Кришны и еще Кришна в тысячах обличьях и форм.

На третьем, нижнем этаже мы пробыли дольше всего, там продавались сладости. В основном сладости. Всякого диковинного вида, небольшого размера и привлекательные на вид. Столов было много, так что мы долго бродили среди груд пирожных, покупали по одному, отходили в сторонку, делились ощущениями и шли за новой порцией. Храм начинал нам нравиться все больше.

Когда мы вышли из последнего зала, то оказалось, что вне основного помещения зала есть пристройка со столовой, разумеется с индийской кухней. Не знаю как получилось, но мы просидели там еще с час.

В конце концов нам показалось странным, что на два больших зала мы сидим одни, да и по территории двора уже никто почти не ходит. До нас стало доходить, что на гардеробе было написано, что он работает до пяти, и почти все индусы покинули храм.
Мысленно представив, что ни ноутбука, ни фотоаппаратов больше не увидим, мы поплелись к гардеробу, в котором одиноко висели наши никому не нужные рюкзаки.